Биография
Иван Алексеевич Бунин(1870–1953 гг.) - русский литератор, поэт и прозаик, проживший интересную жизнь. Родился писатель в Воронеже и очень любил Россию. Первый русский обладатель Нобелевской премии в области литературы, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из известнейших писателей русского зарубежья.
Причины эмиграции
Не было денег, не хватало пропитания, зимой нечем было отапливать жилье. Время было неспокойное: погромы, грабежи, насилие, — все это происходило регулярно. Жить становилось все тяжелее, мысли об отъезде из России не покидали Буниных, но Иван Алексеевич не хотел эмигрировать. Он долго не мог решиться. Наконец, в начале 1920 года, под влиянием жены, друзей и обстоятельств, Бунин принял окончательное решение — уезжать.
После свержения Демократического правительства Керенского и прихода к власти большевиков Бунин решил покинуть Россию. В июне 1920 года, вместе со своей женой Верой Мухиной, он отправился на западную границу России, где планировал пройти польский пограничный контроль и перебраться в Польшу.
Жизнь за рубежом
В мае 1918 года писатель вместе с супругой покинул Москву. 24 января 1920 года он отправляется из Одессы в Константинополь, откуда уезжает во Францию.
По прибытии в Париж он долго ничего не писал — душа не лежала. Лишь приводил в порядок дневниковые записи, сделанные в Одессе в 1918—1919 годах. Творческое молчание окончилось в 1921 году, Бунин написал рассказы «Третий класс», «Ночь отречения», «Преображение», во многом автобиографичный «Конец» и другие. Но когда в декабре 1921 года Бунин узнал о смерти своего брата Юлия, он снова перестал писать.
В Европе Бунина хорошо знали как писателя. Но почет уживался рядом с оскорбительным равнодушием, ощущение таланта и собственной значимости — с унизительной бедностью. Издательства Берлина, Праги, Парижа обращались с просьбой дать им новые произведения. За неимением таковых, печатали старые, но и платили, правда, гроши. Когда Иван Алексеевич появлялся в публичном месте — на литературном вечере, в театре или русском ресторане, незнакомые люди шептались: «Бунин, Бунин!» И тут же, рядом с этим — высокомерное отношение иностранцев «к бедным русским», игнорирование их. Бунин воспринимает это как личное оскорбление.
Произведения этого периода пронизаны мыслью о России, о трагедии русской истории 20 века.
10 декабря 1933 года, в годовщину смерти Альфреда Нобеля, в присутствии короля Густава V, состоялась церемония награждения. Бунин получил светло-коричневую папку с дипломом и большую золотую медаль. Кроме того, лауреату был передан чек на сумму 715 тысяч французских франков.
Ивану Алексеевичу исполнилось шестьдесят три года, но он ощущал могучий прилив творческих сил. Слава его теперь была всемирной. С бедностью, столь угнетавшей его, казалось, покончено навсегда. Но прошло два с лишним года и с Буниным случилось то, что ни тогда, ни позже никто толком объяснить не умел — он вновь остался у разбитого корыта. 9 мая 1936 года он записал в дневник: «…Чудовищно провел 2 года! И разорился от этой страшной и гадкой жизни».
Деньги быстро растаяли. Сразу же после получения премии в Париже был создан комитет помощи нуждающимся литераторам, которому лауреат сразу передал сто тысяч франков, затем еще двадцать тысяч. Кроме того, не проходило и дня, чтобы кто-нибудь не обращался к лауреату с просьбой о финансовой помощи. Бунины не купили ни квартиры, ни виллы, а советники по денежным делам, видимо, позаботились больше о себе, чем о них.
Во вторую мировую войну Бунин отказался от каких-либо контактов с нацистами - переехал в 1939 г.в Грассе(это Приморские Альпы), где и провел фактические всю войну. 30 апреля 1945 года в полутемном купе вагона третьего класса супруги Бунины отправились в Париж. Солнечным полднем 1 мая Иван Алексеевич после шестилетнего перерыва вновь оказался на берегах Сены. Бунин первое время был в тяжелых раздумьях: возвращаться в Россию или нет? Но на родине он так и не побывал.
Произведения, написанные за рубежом
Еще в конце 1916 года у Бунина начался творческий кризис, продолжившийся несколько лет: с конца 1916 года до января 1920 г. у Бунина с трудом можно набрать даже десяток мелких произведений. Некоторые из них представляют собою этюды, переделанные из дневниковых записей («Последняя весна», «Последняя осень», «Брань»). Другие являются пересказами легенд, исторических событий, построены на книжном материале («Готами», «Андре Шенье»).
1920 год был первым годом в эмиграции, для Бунина - весьма сложный период, когда он фактически перестает писать, лишь в декабре он пишет маленький незначительный рассказ «Метеор».
К творчеству Иван Алексеевич начинает возвращаться очень медленно. При этом, настроения его пессимистичны и неустойчивы - больше всего в это время ему хотелось бы забыть об окружавшей действительности. Он погружается в свои старые записи о поездке на Цейлон, пишет рассказы «Третий класс», «Ночь отречения».
Начиная с середины 1920-х годов, тема любви входит в его творчество, а к концу 1930-х и в 1940-е годы, становится ведущей темой творчества писателя.
За годы эмиграции Буниным было написано десять новых книг в прозе, в том числе «Роза Иерихона» (1924 г.), «Солнечный удар» (1927 г.), «Божье древо» (1931 г.), повесть «Митина любовь» (1925 г.). В 1943 году в свет выходит вершинная книга своей малой прозы, сборник рассказов «Темные аллеи», которая полностью была издана в 1946 году.
Начиная с июля 1927 года, Бунин с головой уходит в работу над романом «Жизнь Арсеньева», который завершает в 1933 году. Роман «Жизнь Арсеньева» является самым значительным произведением зарубежного периода в творчестве писателя. Именно за него в этом же году Бунину присудили Нобелевскую премию по литературе. Иван Алексеевич становится первым русским писателем-лауреатом. Имя автора стало всемирно известным, но слава его была омрачена тем, что в Советской России это достижение замалчивалось, а его произведения не печатали.
Отношение Бунина к Родине
в 1910-х гг. начался особый этап творческой деятельности И.А.Бунина - это касалось предреволюционных мотивов. Тогда снизилось внимание Бунина к лирике, и он обратился к эпическим полотнам, которые касались его Родины.
В этом и проявляется мощная духовная связь самого писателя с его Родиной. Исторические события, происходящее в стране, многих писателей и поэтов приобщили к народным темам и к теме русской революции. Когда писатель был вынужден эмигрировать, то в его лирике начала проявляется иная грань его любви к России - он сумел посмотреть на судьбу своей страны и соотечественников с другой стороны.
Бунину стала присуща особенная утонченность и несколько другие формы художественной выразительности, темы, которых он касался в своем творчестве, стали более глубинными важными.
В творчестве Бунина всегда выделяли его любовь к родной природе. Так он раскрывал свою истинную любовь к России, его трепетное отношение к ее природному богатству и красоте, показывали, насколько сильна его духовная связь с Родиной.
- "Родина"
Это стихотворение наглядно показывает, насколько сильной и непобедимой была любовь Бунина к России. Именно в этих строках раскрываются те многогранные чувства, которые испытывал поэт по отношению к своей родной земле. Обстоятельства жизни не позволили ему прожить всю жизнь в России, и это только подчеркнуло для него ценность Родины и раскрыло его близость с Россией и ее народом. Бунину близки все ее традиции и обычаи, дух России для него всегда был главной темой в творчестве, и он пытался раскрыть эту тему с разных сторон.
- "Густой зеленый ельник у дороги…"
На первый взгляд, это стихотворение посвящено красоте природы - поэт воспевает ее великолепие и разнообразие. Но при более подробном анализе становится понятно, что у "Густой зеленый ельник у дороги…" есть и потайной смысл. Здесь раскрывается нежная и искренняя любовь Бунина к своей родной стране. Он показывает, насколько дорого ему то, что в ней есть. Поэт пытается передать свои ощущения через лирику.
Всю свою жизнь Бунин горячо любил Россию. Вынужденный отъезд во Францию в 1920 году тяжело переживался поэтом.
Мотивы печали, тоски по дорогой сердцу России отразились в стихотворениях, написанных в эмиграции. “У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…” – одно из таких стихотворений. Уже в первой строке Бунин обращается к природе. Родное гнездо разорено, поэту “пришлось сказать прости родному дому”. Лирический герой переживает горькое, горестное чувство утраты.