Автор: Dмитрий Фомин
Жанр: power metal
Страна: Германия
Лейбл: Nuclear Blast Records
Дата выхода: 30 октября 2000
«Сможем ли мы когда-нибудь остановить эту поездку в ад?»
(с) «The Dark Ride»
The Dark Ride стал уже десятой (да, именно десятой, потому что Metal Jukebox, как ни крути, тоже является студийной работой) полноформатной пластинкой знаменитого гамбургского квинтета и уполномочен представить группу на рубеже тысячелетий. Если на юбилейном кавер-альбоме музыканты позволили себе вволю повалять дурака, то теперь от веселья, похоже, не осталось и следа. Грядет настоящий Хеллоуин, но на сей раз это будет не милый дурашливый праздник-маскарад со сладостями для детей, а ночь настоящего триумфа темных сил.
Название для альбома предложил Рон Смоллвуд, бессменный менеджер Iron Maiden и босс Sunctuary Records Group Ltd., куда в числе прочих входил бывший лейбл «тыкв» Castle Communications. Ассоциация с американскими горками посетила его после прослушивания первых полностью готовых треков. Михаэль Вайкат же дает другое определение «The Dark Ride»: это чрезвычайная ситуация, когда во время автогонок автомобиль сходит с трассы и на полной скорости врезается в толпу зрителей. При этом последние либо погибают, либо получают тяжкие увечья. Картину представили? Все это было настолько нетипично для группы, что любопытство просто зашкаливало.
На момент выхода это был самый мрачный, тяжелый и брутальный альбом в дискографии Helloween, не в последнюю очередь за счет продюсирования Роя Зи (Bruce Dickinson, Halford), который как раз-таки и был ответственен за низкий гитарный строй и общий монументальный саунд. В данном случае немцы достигли совершенно нового уровня современного звучания. Изменения коснулись и оформления. Непременная тыква встречает нас зловещим оскалом смерти, да и само содержимое буклета довольно аскетично и выполнено в сумрачных тонах. Тем не менее музыканты ничуть не отклонились от фирменного стиля, хоть он и претерпел некоторые макабрические метаморфозы.
Традиционное интро «Beyond the Portal» вполне ощутимо нагнетает атмосферу тревоги, чтобы в следующее мгновение выпустить своего первого посланца – драйвовый и неудержимый боевик «Mr. Torture», изощренно выплясывающий на нашей нервной системе. Казалось бы, перед нами старый добрый энергичный Helloween с виртуозной ритм-секцией, гитарным мелодизмом и пронзительным вокалом, но теперь он звучит более угрожающе и… в определенной степени цинично.
Первенство здесь принадлежит показательно тяжелым, с явным преобладанием чистого хэви качовым композициям. И «Escalation 666» с ее тягучей мистической атмосферой, и сокрушительный боевик «Mirror» (в котором нет ничего общего с песней Blind Guardian) с сочным рычанием Энди Дериса и просто убийственными ревущими риффами просто не оставляют ни малейшего проблеска надежды. Пробирающий до дрожи основной мотив «The Departed (Sun Is Going Down)» так и подначивает сесть за руль и пуститься в адский ночной рейд, а неприкрытая агрессия «I Live For You Pain» только подливает масла в огонь.
На самом деле альбом расчетливо построен на контрастах, прослушивание его действительно сродни поездке на американских горках, и это сравнение как нельзя лучше отображается в его названии. Да, здесь присутствуют более «светлые» пауэр-металлические хиты «All Over the Nation», «Salvation» и «We Damn the Night», отмеченные типичной для группы заразительной гимноподобностью вокальных линий и обилием мелодичных соло, но и они кажутся окрашенными в минорные оттенки.
Настоящей жемчужиной альбома стоит назвать сногсшибательную эскапическую балладу «If I Could Fly» – просто потрясающее по своей красоте и проникновенности произведение, демонстрирующее высочайший композиторский потенциал музыкантов и по-настоящему сильные вокальные данные Дериса. Вряд ли кто-то останется совершенно равнодушным после прослушивания этого выдающегося хита.
Драматичная среднетемповая «Immortal» постепенно подводит нас к заключительной титульной главе, ставящей жирную точку. Это восьмиминутное произведение можно назвать еще одним достойным приемником эпической дилогии «Хранителей» и их отпрысков из 1990-х, т.к. оно в полной мере смогло передать поразительное умение немцев сочетать сложные, но вместе с тем предельно гармоничные инструментальные и вокальные фигуры. Ночные страсти и потусторонняя вакханалия теряют свою силу и уступают место первым утренним лучам, а слушателю остается только гадать, было ли это все наяву или просто приснилось…
Учитывая крайне плотное и непривычно низкое звучание альбома, а также довлеющую темную атмосферу, умело подчеркнутую клавишными зарисовками, можно сказать, что музыканты создали поистине идеальный саундтрек для встречи настоящего Самайна. Однако тексты песен, хоть и выполнены в той же пессимистической манере, посвящены скорее не сверхъестественным силам, а суровым реалиям современного мира и вечным попыткам постичь человеческую природу со всеми ее пороками, страстями и вечными размышлениями о жизни и смерти.
«Вы когда-нибудь задавались вопросом,
Почему мы появились на свет?
Мы родились, чтобы любить?
Или чтобы в изобилии плодить грех?
Разве это не чудесно –
Пробудиться от кровавых снов,
Вынуть все камни из своих сердец?
Мы все должны верить!»
(с) «The Dark Ride»
Привлечение сразу двух продюсеров, из которых вторым стал небезызвестный Чарли Бауэрфайнд (Blind Guardian, Gamma Ray, Hammerfall, Rage), принесло свои результаты. При всем своем многообразии The Dark Ride получился предельно монолитным и по-металлически грубым, но при этом он безукоризненно отшлифован и избавлен от всего лишнего, что вовсе не пошло во вред, а лишь добавило материалу выразительности.
Конечно, многие могут не согласиться со мной. Например, тот же Михаэль Вайкат, для которого данная работа является далеко не самой любимой – скорее всего, из-за своей брутальности и мрачности. Для меня же, как слушателя, все обстоит наоборот: так получилось, что «Темная Поездка» стала самым первым альбомом Helloween, который я услышал, и за все прошедшие годы он ничуть не утратил своей сокровенной магии и глубины.
Разумеется, меня с легкостью можно обвинить в предвзятости, но, исходя из накопленного опыта, позволю себе заявить, что The Dark Ride был и остается одним из самых выдающихся релизов «тыквоголовых». Именно он подчеркнул их стремление к развитию и проложил для них путь в новый век. Век, сулящий новые перспективы, новые идеи, взлеты и, к сожалению, очередные перемены в составе, которые не всегда проходят безболезненно. Даже сейчас, десятилетия спустя, этот удивительный портал в потусторонний мир исправно выполняет свою функцию. Стоит только загрузить его в проигрыватель и дать старт очередному темному заезду за пределы ночи и здравого смысла…