Друзья, мы с вами периодически говорим о том, что профессия "младший воспитатель" - какая -то странная и непонятная. Одни утверждают, что её вовсе не существует, другие - что это та же няня, а третьи называют младших воспитателей помощниками воспитателей и возмущаются, когда я перечисляю свои обязанности, потому что, по их мнению, их не должно быть так много. Давайте же попробуем выяснить, есть ли разница между младшим воспитателем и помощником воспитателя, и какое отношение к ним имеет профессия нянечки. Ну что, начнём.
Здравствуйте, мои дорогие читатели. Вас приветствует Мышь!
Я уже неоднократно писала, что я работаю именно младшим воспитателем. Почему-то, не всем это нравится, но факт остаётся фактом: моя профессия называется "младший воспитатель", так записано в моей трудовой книжке и так указано в моём трудовом договоре и должностной инструкции.
На моём канале есть цикл статей, посвящённых моей работе. Они объединены в подборку "Младший воспитатель: работа мечты". В этих статьях подробно описаны мои обязанности, которые я должна выполнять и, разумеется, выполняю в рамках своей профессии. Что удивительно, есть комментаторы, которые утверждают, что моей профессии не существует, а некоторые обязанности я придумала себе сама.
Довольно часто я встречаю комментарии, в которых младшего воспитателя называют помощником воспитателя или даже няней. Безусловно, младшие воспитатели и нужны для того, чтобы помогать воспитателям в их каждодневной работе, но в корне неверно сравнивать эту профессию с другими или вообще отрицать её существование.
Итак, уважаемые, давайте ещё раз кратко "пробежимся" по списку моих непосредственных обязанностей:
- Я обеспечиваю чистоту во всех групповых помещениях. Это означает, что я подметаю и мою полы, вытираю пыль, мою окна и зеркала, мою сантехнику, провожу генеральную уборку. Единственное, что я не делаю - я не мою игрушки, так как это обязанность воспитателей;
- Я руковожу процессом принятия пищи. Это означает, что я накрываю столы, приношу и раздаю пищу, убираю со столов и мою посуду. При желании, воспитатели могут оказать мне посильную помощь (например, если я работаю в двух группах), но, в принципе, это не обязательно;
- Я помогаю воспитателям проводить занятия. Это означает следующее: когда в группе много детей, воспитатель делит их поровну. Пока они проводят занятие с одной половиной, я в это время сижу с другой. Конечно, я не провожу с ними занятие, а просто сижу и слежу, чтобы они не шумели и не мешали другим детям заниматься;
- Я участвую в процессе сборов детей на прогулку. Это означает, что я помогаю им одеваться (если это малыши) или просто нахожусь в раздевалке и слежу за детьми, пока сам воспитатель одевается. Также, я провожаю детей на прогулку и встречаю их, когда они возвращаются обратно. Если это младшая группа, то я гуляю с детьми вместе с воспитателем. Это необходимо, пока у детей длится адаптационный период;
- Я участвую в утренниках. Это означает, что я хожу на все репетиции, а потом принимаю участие в утренниках наравне с воспитателями. Но данная обязанность актуальна только для младшей и средней группы. В старшей и подготовительной моё участие в утренниках является добровольным;
- Я сижу с детьми в то время, когда воспитатели отсутствуют в группе по причине производственной необходимости. Это означает, что во время тихого часа (а именно в этот период воспитатели обычно и отсутствуют) я сижу с детьми. Если нужно, я укладываю их спать;
- Я помогаю воспитателям готовиться к занятиям, а также наводить порядок после их окончания. Это означает, что я раскладываю на столах инвентарь, который требуется для занятия, а после его окончания всё убираю, мою, а также протираю столы;
- Я меняю постельное бельё, полотенца, скатерти и халаты. Это означает, что раз в неделю (грязное бельё - раз в две недели) я отношу в постирочную грязные полотенца, скатерти и халаты, а оттуда приношу чистые. Постельное бельё и полотенца я подписываю.
- Я занимаюсь воспитанием детей наравне с воспитателями. Это означает, что я могу, также как воспитатели, делать детям замечания. Конечно, я стараюсь не злоупотреблять этим, так как авторитет воспитателей первичен, но иногда мне приходится включаться в воспитательный процесс, особенно при отсутствии воспитателей;
- Я украшаю группу к праздникам. Это означает, что по просьбе воспитателей я могу украсить группу к какому-либо празднику, а также оформить окна;
- Я делаю бесплатную дополнительную работу. Это означает, что я убираю листья на участке, мою музыкальный и спортивный залы, а также готовлю группу к обработке от тараканов, а затем прихожу в выходной и мою её после дезинсекции. Разумеется, всё это не оплачивается;
- Я вместе с воспитателями прививаю детям навыки гигиены и слежу за их внешним видом. Это означает, что я контролирую то, как дети умываются и моют руки; напоминаю им о том, что нужно мыть руки после улицы и туалета/перед приёмами пищи; подмываю их, если это необходимо, или вытираю после туалета. Также, я помогаю детям переодеться, если они запачкались или описались. Девочек после сна мы с воспитателями всегда заплетаем;
- Я общаюсь с родителями в рамках своей компетенции. Это означает, что я могу разговаривать с родителями на темы, относящиеся ко всему, что связано с моей работой. Они могут задать мне любые вопросы, касающиеся специфики моей работы, на которые я с удовольствием отвечу. Безусловно, основной процесс коммуникации с родителями осуществляют воспитатели, но иногда бывают такие ситуации, когда родителям требуется обратиться именно к младшему воспитателю.
Кто бы что ни говорил, но то, что я перечислила, как раз и является моими обязанностями, которые я выполняю вот уже двенадцать лет. Тем не менее, некоторым комментаторам не даёт покоя тот факт, что я, во-первых, называю себя младшим воспитателем, а во-вторых, очень активно (читай: навязчиво) лезу и вникаю в работу воспитателя. Эти комментаторы сравнивают меня с помощником воспитателя, а кто-то из них идёт ещё дальше и говорит, что я простая нянечка с минимумом обязанностей. Мой удел - вёдра и тряпки, а большего я не должна себе позволять. В восемь пришла, молча помыла посуду и полы, вытерла пыль, помыла попы детям, в пять ушла домой - вот и вся работа.
Ну что, уважаемые, пришло время разобраться: младший воспитатель и помощник воспитателя - это одно и то же или это, всё-таки, разные профессии?
Немного поискав в интернете, нетрудно найти, что "младший воспитатель" и "помощник воспитателя" - это разные профессии. Например, про это прямым текстом написано в Приказе Минздравсоцразвития России №761н от 26 августа 2010 г. об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». И хотя их обязанности, в целом, похожи, есть принципиальные различия: младший воспитатель участвует в проведении занятий (в редких случаях, даже проводит их сам), принимает активное участие в воспитательном процессе, вносит предложения по качественному изменению работы воспитателей, а также выстраивает процесс коммуникации с родителями. Кроме этого, младшие воспитатели могут сидеть с детьми в отсутствие воспитателей (иногда, это может быть целая смена, отработанная за воспитателя - в моей практике такое было). Исходя из вышеперечисленного, видно, что профессия "младший воспитатель" требует большей квалификации от соискателей и, соответственно, наличия педагогического образования (хотя бы среднего специального), в отличие от профессии "помощник воспитателя".
Отдельного упоминания заслуживает зарплата младшего воспитателя. Вот здесь я приводила данные о ней и писала, что, несмотря на большое количество обязанностей, у младших воспитателей более чем скромная зарплата. Удивительно, но почему-то данный факт подвергается сомнению. Но давайте будем честны друг с другом: а какая ещё может быть зарплата, если речь идёт о небольшом провинциальном городе и профессии, которая ничего не производит, а значит, не является значимой с точки зрения удовлетворения нужд государства? Поэтому, разумеется, можно строить бесконечные предположения и обвинять меня в том, что я пишу неправду, но суть от этого не меняется: я получаю столько, сколько получаю. Моя зарплата зависит только от МРОТ, так что, если изменяется он, то меняется и она. Всё, больше ничто на неё не влияет. Подработка практически не оплачивается. Дополнительная работа о которой я упомянула - тем более. Питание на работе я и мои коллеги тоже оплачиваем из своего кармана. Получается, что, как ни крути, зарплата абсолютно не соответствует профессии, но такая ситуация актуальна для всех дошкольных учреждений моего города.
С зарплатой мы разобрались. У нас остался последний вопрос: какое отношение к младшим воспитателям и помощникам воспитателей имеет профессия нянечки? Интернет чаще всего даёт такой же ответ, как и мои комментаторы: раньше, в советское время, нянечками называли помощников воспитателей. Сейчас нянечек обычно нет, есть только помощники воспитателей (в некоторых садах) и младшие воспитатели. Но няни всё-таки кое-где имеют место быть наряду с помощниками воспитателей, согласно относительно недавно утвержденному стандарту "Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)". Поэтому, иногда помощник воспитателя и няня это два разных человека, но, чаще всего, фактически, это одна и та же профессия.
В качестве вывода я хочу задать вам несколько вопросов. Как вы сами считаете: действительно ли "младший воспитатель" и "помощник воспитателя" - это разные профессии или, всё-таки, это одна и та же профессия? Кто работает в детских садах вашего города: младшие воспитатели или помощники воспитателей? Какие у них обязанности?
Уважаемые читатели, делитесь со мной в комментариях своими ответами и мнениями.
Если вам понравилась моя статья, пожалуйста, подпишитесь и поставьте лайк. Вам не сложно, а мне, как автору, очень приятно!
А тут я нашла для себя дополнительный источник дохода: https://dzen.ru/a/Zam7FbG-NBstnbMy