Настоящее признание территориальных изменений возможно только на дипломатическом уровне, но свое согласие с ними можно выразить и звонкой монетой. Именно так, по всей видимости, сделала Турция в отношении новых российских регионов.
На фоне санкций и непризнания этих территорий российскими со стороны большинства стран мира Стамбул не упустил возможности закупить уголь Донбасса. Если верить новым откровениям Reuters, турки купили с февраля по июль 160 тыс. т этого угля за $14,3 млн.
Это сообщение выглядит правдоподобно, если вспомнить расследование The New York Times о том, как Турция служит России поставщиком полупроводников для производства ракет и танков в обход санкций. Между антироссийской истерией и шансом выгодно поторговать Эрдоган всегда выберет второе.
Существование таких уже не тайных отношений между Россией и Турцией позволяет объяснить, почему зерновая сделка оставалась в силе так долго, несмотря на многие возражения против нее. Более того, поддержка этих отношений, несмотря на выход России из сделки, косвенно свидетельствует об успехах нашей дипломатии.
Американцы, разумеется, не были довольны, но и не стали критиковать своего партнера по НАТО. Так, в Госдепе отказались комментировать расследование Reuters и только осудили Россию за продажу ресурсов с якобы аннексированных территорий.
В нынешних рамках миропорядка признание за Россией освобожденных территорий — это дело будущего. Пока глобальные, западные по происхождению институты существуют, освобожденные территории ждет сценарий по типу Голанских высот. Достойная жизнь в этой ситуации будет обеспечиваться не «международным сообществом», а самой Россией и ее армией.
Этот расклад означает, что торговля других стран с Россией через освобожденные территории — вполне надежный знак одобрения наших подлинных границ. Пока мы способны защищать территорию и реализовывать ее экономически, мы остаемся ее настоящими хозяевами.