Найти тему
Тайны литературы

"Десять негритят": почему он совершал убийства?

Многие знают детективный роман английской писательницы Агаты Кристи «Десять негритят» по советской экранизации 1987 года. В конце фильма мы слышим рассказ убийцы о том, что подвигло его на такую хитрую авантюру. Однако в книге мотивация убийств гораздо сложнее и некоторые детали раскрывают убийцу и других персонажей несколько глубже.

Фигурки негритят
Фигурки негритят

Желание убивать

Начав рассказ с самохарактеристики, убийца отмечает противоречивость характера. Его натуре, помимо романтичности и стремлению к справедливости, был присущ садизм. Герою доставляло удовольствие видеть смерть или самому причинять её. Его профессия позволяла наблюдать, как преступники корчатся на скамье подсудимых, зная, что их ждёт неотвратимое наказание. Но с годами он стал чувствовать, что ему недостаточно просто сидеть и выносить приговоры – ему захотелось совершить убийство самому. Он сравнивал это с жаждой художника к самовыражению. Причём он хотел сделать это оригинально, так, как ещё никто не делал.

Судья Уоргрейв. Кадр из фильма "10 негритят" (1987). В роли судьи В. Зельдин.
Судья Уоргрейв. Кадр из фильма "10 негритят" (1987). В роли судьи В. Зельдин.

Подготовка

В разговоре со знакомым доктором будущий убийца слышит интересную версию – многие убийства никак не соприкасаются с законом. В качестве примера он приводит пример со смертью своей пациентки – она умерла, потому что её слуги не дали ей вовремя лекарство, а после получили наследство. Это была семья Роджерсов. С тех пор будущий убийца стал подыскивать истории о таких убийствах – когда законом доказать ничего нельзя, но цель преступления очевидна. Лёжа в больнице, он узнаёт о докторе Армстронге, оперировавшем в нетрезвом состоянии; знакомые офицеры рассказали о генерале Макартуре; путешественник, вернувшийся из джунглей – о Ломбарде, замужняя индианка – об Эмили Брент. Профессиональная деятельность помогла найти Марстона и Блора. О Вере Клейторн убийца узнал, познакомившись с её бывшим возлюбленным Хьюго. И если фильм оставляет впечатление, что он намеренно толкнул Веру на убийство, чтобы завладеть наследством, то это было не так. Он действительно был влюблён в Веру и даже подумать не мог, что она способна на убийство. И уж тем более он не желал смерти несчастному ребёнку – он его очень любил.

Будущие жертвы. Кадр из фильма "10 негритят" (1987)
Будущие жертвы. Кадр из фильма "10 негритят" (1987)

На острове

Вспомнив детскую считалочку про негритят, герой приступает к точному её воплощению. Порядок убийств не был случайным. Будущие жертвы были распределены в зависимости от степени тяжести преступления. Те, чья вина была менее тяжкой, должны были умереть раньше, чья больше – позже. Первым умирает Энтони Марстон, потому что его равнодушие к смерти задавленных им детей являлось следствием дефекта – у него отсутствовало чувство моральной ответственности. Миссис Роджерс была виновна в смерти хозяйки только потому, что просто повиновалась мужу – и потому становится следующей жертвой. Самую тяжёлую вину несла на себе Вера. Ей пришлось не только дольше всех ожидать смерти, но и самой привести приговор в исполнение. И она сделала это.