Найти тему
КиноНытик

«Режиссер – волчья профессия»: несколько тезисов от Никиты Михалкова

У нас часто рассуждают о политических и общественных взглядах Никиты Сергеевича Михалков. Не он, прежде всего, опытный и талантливый режиссер, художник, создавший несколько шедевров.

Как-то в конце 80-х годов к Михалкову в рабочий кабинет на «Мосфильме» зашел для беседы телеведущий Урмас Отт, и удивился скромной обстановке в помещении. Он даже отметил тогда, что ему не нравится в этом кабинете.

-2

На это режиссер ответил, что сейчас пишется сценарий, и по мере того, как будет идти работа дальше, обстановке в кабинете будет меняться.

- Когда мы погружаемся в работу, мы окружаем себя только тем, что нам необходимо по сбору материала и ассоциативным вещам, - сказал Никита Михалков.

А работать он незадолго до этого собирался над фильмом об писателе и дипломате Александре Грибоедове, но по материальной базе не потянул. Нужны сверхчеловеческие многолетние усилия, признался режиссер.

-3

Для съемок фильма «Очи черные» в 1986 году на киностудии «Мосфильм» сделали одну телегу. Культура этой вещи в России есть. Но у этой телеги в одном из дублей отлетели оба колеса. Поэтому к Грибоедову мы не готовы, с горечью признавал Никита Михалков.

- Для съемок нам нужно останавливать работу «Мосфильма». Скажем, для съемок фильма «Война и мир» Сергея Федоровича Бондарчука, решение о съемках принималось на самом высоком уровне. Останавливалось производство, раздавались заказы другим студиям, потому что один «Мосфильм» это бы не потянул, - рассказывал в 35 лет назад Никита Сергеевич. - Тоже самое – «Борис Годунов» 1986 года – длительная подготовка. Абсолютно несовершенный финансовый аппарат. Считаю, что нерентабельно, когда держава работает на одну единицу кинематографа.

-4

- Я понимаю, что государство должно помогать художественным явлениям, которые этому государству нужны. Госзаказ – это возможность для людей получить чуть больше, чем они получили бы, не имея его. Это значит, что государство в этом заинтересовано, это особые средства, отношения.

- Просто, я думаю, что в этом все-таки должна быть какая-то разумная основа. То есть кинематограф должен иметь возможность на свои средства снимать кинофильмы, и, если это необходимо, подключать к этому другие сферы, которые будут помогать. Но никак не перегружать все на других.

- Мы написали сценарий о Грибоедове без контракта, без договора, на энтузиазме. Меня нервирует, если я заключаю договор раньше, чем созрела серьезная идея. В данном случае мы поверили в то, что все серьезно, и написали сценарий за 2,5 года. Когда мы его представили, он всем понравился, понравился тем, чье мнение я уважаю. Кроме того, он не вызвал никаких сомнений у тех, от кого этот проект зависел. Но, бывает так, что очень хорошо, давайте. А, когда нужно сделать шаг для реализации проекта, находятся другие дела. Мы прождали около года. Нужно было работать дальше.

-5

- Я считаю, что режиссер – профессия волчья. Есть такая пословица: Волка ноги кормят. Я не сторонник того, чтобы режиссер хватался за все, что угодно. Но иметь одну только идею, и преследовать ее всю жизнь… Писатель может позволить себе такое. Но режиссер должен быть в работе. Иначе он теряет ощущение пластики, музыки, он теряет профессию. Поэтому я, предлагая что-то, имею в запасе что-то еще. И это не идет в разрез с моими явлениями в жизни.

- Я не считаю себя писателем, литератором. Просто считаю, что режиссер должен уметь выразить на бумаге то, что в результате появится на экране. Не претендую на писательскую роль. С этим связано, что я не пишу сценарии один. Основой наших отношений с соавтором является очень большое уважение друг к другу.

Ведение Дзен-каналов для бизнеса + реклама в нашем канале -

У нас уже 100 тысяч подписчиков – пусть они будут и у вас

expolit.expolit@yandex.ru