Найти тему
Танки АМ

Бронетранспортер БТР-22 ( "Усовершенствованный БТР-82А").

 "Усовершенствованный БТР-82А" ( БТР-22).
"Усовершенствованный БТР-82А" ( БТР-22).

На выставке "Армия 2023" ООО "Военно-Промышленная Компания" представила новую версию колесного (8*8) бронетранспортера, который на баннере имел обозначение "БТР-82А усовершенствованный". Чуть позже в прессе получило распространение новое обозначение- "БТР-22". Фактически, машина является дальнейшим развитием концепции БТР-87, отличаясь от БТР-82А по компоновочной схеме. МТО расположено в носовой части корпуса по правому борту. Слева оборудованы рабочие места мехвода и командира машины. Боевое отделение с одноместным боевым модулем совмещено с десантным, рассчитанным на 8 посадочных мест. Обеспечена возможность посадки и высадки экипажа и десанта через кормовые бронедвери, для облегчения десантирования предусмотрены откидные подножки , аппарель отсутствует. Заявленная боевая масса машины -20 тонн, почти на три тонны больше ,чем у последних серийных версий БТР-82АТ, оснащенных дополнительной броневой защитой и противокумулятивными решетками.

БТР-87 на выставке "Армия 2017".  Компоновочная схема полностью аналогична машине , показанной в этом году.
БТР-87 на выставке "Армия 2017". Компоновочная схема полностью аналогична машине , показанной в этом году.

Судя по всему, на БТР-22 используется разнесенная броневая защита из стальных броневых листов. Сообщается ,что корпус выдерживает обстрел бронебойно-зажигательными пулями Б-32 калибра 12,7*108мм со стальным сердечником , кормовая проекция- теми же пулями, но в калибре 7,62*54мм с нулевой дистанции. Машина выдерживает подрыв под днищем взрывного устройства массой до 2 кг в тротиловом эквиваленте. Сидения боевого расчета монтируются на специальных креплениях, не стыкующихся с днищем.

Хорошо видны бонки для крепления дополнительных бронелистов на верхнем поясе борта корпуса.
Хорошо видны бонки для крепления дополнительных бронелистов на верхнем поясе борта корпуса.
-4
-5
-6
-7

Интересно, что в бортах корпуса люки все-таки сохранены- в левом борту- откидная створка между вторым и третьим колесными мостами; в правом- в верхнем поясе, причем люк двухстворчатый, приличного размера. Предположительно, нижний люк является люком аварийного покидания машины, верхний- служит для для доступа к различным узлам и агрегатам, например, к фильтровентиляционной установке или аккумуляторным батареям. Впрочем, за точность данной информации я поручиться не могу.

-8
-9
-10

Основное вооружение -30мм автоматическая пушка 2А72 и спаренный с ней 7,62мм пулемет ПКТМ, стабилизированные в двух плоскостях наведения. Основной прицел наводчика- перископический, многоканальный с встроенным лазерным дальномером, дневным оптическим и ночным тепловизионным каналами. То есть огневая мощь-на уровне БТР-82А последних выпусков. Имеется система кругового видеонаблюдения. Вполне возможно, если проект вызовет определенный интерес со стороны потенциальных заказчиков- на ближайших выставках он появится с другими вариантами комплекса вооружения.

В качестве силовой установки, вероятно, применяется форсированная в очередной раз версия КАМАЗовского дизеля ( 330л.с.). При этом значение удельной мощности составляет 16,5 л.с./ т.-самое низкое значение среди всех российских БТР с колесной формулой 8*8. Судя по всему, машина выполнена в неплавающем варианте- не видно окон для забора и выброса воды, как и собственно водометных движителей. Размещение МТО в передней части корпуса также не прибавляет плавучести. Кстати, БТР-82А с комплектом допброни и решетками тоже не плавает. Подвеска конструктивно подобна подвеске БТР-80/82, возможно ее элементы усилены в связи с ростом массы машины и необходимостью соблюдения требований по противоминной стойкости. Пулестойкие шины КИ-126 также применялись на серийных БТР. Механическая трансмиссия и двухступенчатая раздаточная коробка также скорее всего подобны серийным за исключением конструктивных изменений, связанных с переносом МТО в переднюю часть корпуса.

-11
-12
-13
-14
-15

В общем, получился некий промежуточный вариант между БТР-82А и перспективным "Бумерангом", доводка которого затянулась. Окажется ли машина востребованной на внутреннем и внешних рынках-покажет время.