14,2K подписчиков

Метро в Шушарах. Очередное пустое обещание или серьезное намерение?

8,6K прочитали

В середине сентября 2023 года в средствах массовой информации, а также в многочисленных группах и сообществах социальных сетей началось массированное обсуждение новости - в генеральном плане развития Санкт-Петербурга подготовлены изменения, предусматривающие в числе прочего развитие метрополитена в сторону перспективной территории города-спутника Южный.

В середине сентября 2023 года в средствах массовой информации, а также в многочисленных группах и сообществах социальных сетей началось массированное обсуждение новости - в генеральном плане развития

Внимательный взор петербуржцев привлекла внимание не сколько конечная точка маршрута и даже не проход метрополитена под аэропортом Пулково (хотя это тоже заманчиво), сколько промежуточная станция метро в муниципальном образовании Шушары.

Та самая схема, вызвавшая ажиотажный интерес
Та самая схема, вызвавшая ажиотажный интерес

Для петербуржцев и опытных гостей города эта территория в особом представлении не нуждается, но для читателей из других городов возможно стоит сделать небольшое вводное описание.

Само по себе название уже может немного удивлять с непривычки. Поселение старинное, с финскими корнями - отсюда и Шушары. Дословно - болотистый остров (с финск. suosaari). В 1958 году Шушары получили статус посёлка городского типа. Последующие десятилетия, вплоть до развала СССР, на территории округа действовали совхозы, которые позже уступили место промзоне и массовому жилищному строительству.

Еще бы - инвестор предвкушал прибыль. Земли относительно недорогие, геологически благоприятные. Вроде бы и пустыри за кольцевой дорогой, а административно Санкт-Петербург! Таким образом, за какие-то 15 лет здесь вырос стройный и не очень ряд высоток сомнительной архитектурной ценности, вместившие в себя население, скажем так, какой-нибудь подмосковной Коломны или целой столицы Адыгеи.

В общем, людей живет здесь много, а с транспортом - напряжёнка. Населению не хватает надежной и быстрой связи с остальными районами Санкт-Петербурга. Шушары буквально зажаты между двух шоссе и кроме автобусов и электропоездов не имеют какого-либо транспорта. При этом автобусы застревают в серьезнейших пробках при выезде на Витебский проспект по утрам и обратно по вечерам, а до единственной железнодорожной платформы надо еще добраться – район разросся, а станция находится на самой окраине поселения.

Так есть же метро в Шушарах?!

Забавно, но на схеме Петербургского метро с октября 2019 года действительно имеется станция с таким названием. Эту историю, пожалуй, стоит назвать в большей степени курьезом, недоразумением и даже абсурдом, если хотите, но никак не чем-то реально имеющим отношение к облегчению транспортной ситуации в районе "настоящих" Шушар.

В действительности название "Шушары" получила станция, проектируемая длительное время под рабочим названием "Южная". В апреле 2009 года по предложению топонимической комиссии Санкт-Петербурга было принято решение присвоить нынешнее название дабы сохранить топоним исторической местности (можно подумать его кто-то собирался забыть и утратить).

"Шушары" на схеме метро. Источник: gold_lion.liejournal.com
"Шушары" на схеме метро. Источник: gold_lion.liejournal.com

В числе прочих имен предлагались названия "Автозаводская", "Южная" и "Колпинская", но по разным и порой надуманным причинам ни одно название не смогло перевесить "Шушары".

Справедливости ради отметим, что большая промзона, в которой открылась станция, административно и географически все-таки действительно относится к Шушарскому муниципальному образованию, но реального транспортного обеспечения массовому потребителю - жителю высотных домов не даёт.

4 километра пешочком. Очень удобная станция метро!
4 километра пешочком. Очень удобная станция метро!

Перспективные находки

Но вернемся к исходному инфоповоду. Если немного проанализировать представленную схему и отмеченные на ней будущие станции на южных территориях Санкт-Петербурга, то может выясниться несколько любопытных моментов.

Самый на мой взгляд сенсационный и проигнорированный всеми средствами массовой информации факт - в город-спутник Южный собираются строить совершенно новую линию метро! Речь идёт не о продлении синей линии за "Купчино".

Схематично с существующими линиями Петербургского метро. Схема автора
Схематично с существующими линиями Петербургского метро. Схема автора

И в этом решении однозначно прослеживается здравое зерно - планировщики явно не хотят "вешать" весь поток от новых спальников на старую и перегруженную Московско-Петроградскую линию.

По аналогичному принципу в настоящее время в Москве идет развитие метрополитена на вновь присоединенных территориям на юге столицы (так называемая "Новая Москва") - например, Троицкая линия метро, которая уже в будущем году примет первых пассажиров и через несколько лет (в этом сомнений уже нет) дойдет до города Троицка.

В середине сентября 2023 года в средствах массовой информации, а также в многочисленных группах и сообществах социальных сетей началось массированное обсуждение новости - в генеральном плане развития-9

Второй момент. Нам показали продление Кировско-Выборгской линии от "Проспекта Ветеранов". Этой идее на самом деле уже около 10 лет (на момент написания этого материала). В 2014-м году был объявлен конкурс на разработку проектной документации и даже названа предварительная стоимость реализации проекта - 43 млрд рублей. Тогда планировалось строить три станции - "Ульянка", "Авиагородок" и "Пулково".

Вплоть до сентября 2023 года сама по себе идея подвода метро к какому-либо российскому аэропорту казалась бы фантастической, однако здесь столица Российской Федерации вновь задала высокую планку с открытием станции метро у терминала аэропорта Внуково. Так что и у воздушной гавани Санкт-Петербурга вполне имеется потенциал к появлению эффективной, быстрой и удобной транспортной связи.

Однако в том же 2014-м году город быстро свернул конкурс на метро в Пулково и о проекте, казалось бы, подзабыли. Хотя на самом деле в отраслевых схемах транспортного развития тот самый хитрый отвилок от "Проспекта Ветеранов" сохранялся вплоть до 2022 года.

И вот сейчас на привлекшей всех внимание схеме мы вновь видим эту идею. Отличие только в том, что в Пулково первая линия не заканчивается, а продлевается еще на два перегона до выставочной площадки "Экспофорум", ставшей весьма востребованным и популярным центром для проведения широкого спектра мероприятий, включая, например, Петербургский международный экономический форум. Действительно - до Экспофорума на метро было бы добираться очень удобно, в том числе и от аэропорта.

Про вытяжку метро аж до иллюзорного пока города-спутника Южный мы с вами даже не будем начинать говорить в этот раз. Фантастика...

Насколько вообще реальна эта перспектива?

Давайте, действительно, ближе к реальности. Откинем пулковское продление, совершенно новую линию в город Южный, а сфокусируемся на гипотетической возможности строительства станции метро в Шушарах, раз уж предлагается внести в перспективный план на территории муниципального образования станцию метро с прекрасным названием "Царская усадьба".

Раньше ряд экспертов утверждал, что городу затратно и сложно строить еще одну станцию метро в Шушарах, поэтому от этой задумки отказываются. Но на самом деле проблема транспортная как была, так и остается и в перспективе ее решать придется.

В отличие от Пушкина, Колпино или, скажем, Красного Села у Шушар однозначно самая высокая потенциальная вероятность получить когда-нибудь станцию метро, так как расстояние до ближайшей существующей станции – "Купчино" – весьма невелико, менее 3-х километров. Есть в Петербурге и более протяженные расстояния между соседними станциями (например, между станциями "Рыбацкое" и "Обухово" - более 3,6 км).

И в этом плане продление Московско-Петроградской линии выглядит самым оптимальным и гипотетически исполнимым вариантом вместо строительства какой-то совершенно новой мифической линии в поля и леса. Но и в этом варианте, конечно, будут проблемы техническо-планировочного характера. Давайте попробуем разобраться.

Как можно заметить, южнее станции метро "Купчино" и электродепо немало препятствий - трасса грузовой железной дороги, кольцевая магистраль, Московское шоссе и новая трасса трамвая до Славянки - всех их нужно преодолеть под землей.
Как можно заметить, южнее станции метро "Купчино" и электродепо немало препятствий - трасса грузовой железной дороги, кольцевая магистраль, Московское шоссе и новая трасса трамвая до Славянки - всех их нужно преодолеть под землей.

Станция «Купчино» - наземная и заканчивается электродепо "Московское" с развитым веером путей и большим числом стрелочных переводов. Далее окружная железная дорога, кольцевая автодорога и Московское шоссе. Таким образом, проектировщикам предстоит решить не самую простую инженерную задачу, чтобы вновь увести трассу метро под землю, но при этом не навредить технологии обслуживания подвижного состава, то есть не отрывать линию от депо. Вариантов не очень много, при одном из которых, возможно, придется отказаться от отправной точки Малой Октябрьской железной дороги (да простят нас юные железнодорожники!).

Похожий пример продления после наземной станции метро с депо имеется, кстати, в Москве – на станции "Выхино". Так что гипотетически продление возможно, вопрос только времени и ресурсов.

Продление за наземную конечную станцию метро с депо возможно
Продление за наземную конечную станцию метро с депо возможно

Сохранится ли потребность в метро, если в Шушарах построят новую трамвайную линию?

В 2023 году, как известно, в Фрунзенском и Пушкинском районах Санкт-Петербурга началось строительство нового концессионного транспортного проекта - трамвайной линии от станции метро "Купчино" через Шушары в район застройки Славянка.

В середине сентября 2023 года в средствах массовой информации, а также в многочисленных группах и сообществах социальных сетей началось массированное обсуждение новости - в генеральном плане развития-12

Новая транспортная артерия фактически нацелена сразу на два крупных очага пассажиропотока – это, собственно, Шушары и Славянка. Запуск трамваев в Шушарах вовсе не снизит потребность в метрополитене, а, наоборот, в будущем поможет оптимальнее распределить потоки – жители Славянки будут экономить еще больше времени без нужды доезжать до конечной станции трамвая в Купчино.

В середине сентября 2023 года в средствах массовой информации, а также в многочисленных группах и сообществах социальных сетей началось массированное обсуждение новости - в генеральном плане развития-13

Так ждать ли появления подземки в Шушарах?

Первоисточник схемы в лице Комиссии по внесению изменений в генеральный план Петербурга довольно таки скромно заявил и примерные сроки реализации - горизонт 2050-х годов. Ну, то есть, никогда. Давайте будем честными.

Я желаю всем читателям здоровья и долголетия, но не будем фантазерами. Наблюдая текущие темпы строительства метро в Санкт-Петербурге, понимаешь - ни о каких новых линиях метро за город можно и не мечтать.

В какой-либо серьезной степени о подземке в Шушарах можно будет говорить только после того, как город сделает какие-либо серьезные шаги. И одних внесений изменений в Генплан тут недостаточно. История, даже относительно недавняя, знает примеры, когда приоритеты города и крупных девелоперов могли в одночасье поменять перспективу развития метро.

Так, к слову, в отраслевой транспортной схеме Петербурга в 2008 году отмечалось приоритетное развитие шестой линии метро в Красногвардейском и Калининском районах для обслуживания планировавшегося в те годы комплекса Охта-Центра. Однако после переноса небоскреба в Приморский район исчез из отраслевой схемы и выворот на восток шестой линии, а приоритет получило метро к улице Савушкина.

Перспективная схема развития метрополитена Петербурга на 2008 год. Обратите внимание на изгиб ярко-желтой линии восточнее "Чернышевской"  -это сделано специально для Охта-Центра. В то же время нет никакого намека на станцию метро на западе Крестовского острова
Перспективная схема развития метрополитена Петербурга на 2008 год. Обратите внимание на изгиб ярко-желтой линии восточнее "Чернышевской" -это сделано специально для Охта-Центра. В то же время нет никакого намека на станцию метро на западе Крестовского острова

Умеренно серьезным знаком мог бы стать проект планировки территорий, в рамках которого город бы застолбил земельные участки для будущего строительства. Пока такая работа не проведена жителям Шушар остается только мечтать и ждать трамвай - он будет построен в обозримом времени. Или и вовсе задуматься о постепенном переезде в городские локации с лучшей транспортной доступностью.

Сейчас в Петербурге строится 4 станции метро, на низком старте начало работ по еще двум станциям метро в Приморском районе. С учетом накопленного багажа проектных решений, приоритетов, а также большого времени, требуемого на стройку глубокого и дорогого метро, в ближайшие полтора десятка лет городу, к сожалению, будет скорее всего не до метро в Шушарах.

А что думаете вы? Нужен ли метрополитен этому относительно молодому району Санкт-Петербурга и справедлив ли был бы отказ от строительства станций в более старых районах города в пользу развития метро в новостройках?

Спасибо за ваше внимание, друзья!

Подпишитесь, пожалуйста, на канал "Человек-метро", чтобы поддержать автора.