Найти тему

НОВОРОССИЙСК – не только промзоны, военные и порт. О городе, который меняется и удивляет!

2,4K прочитали
Приехали в Новороссийск и ловим его настроение. В этой картине много штрихов: снующие чайки, сосредоточенные рыбаки, суровые военные скульптуры и портовые грузы-путешественники.

Приехали в Новороссийск и ловим его настроение. В этой картине много штрихов: снующие чайки, сосредоточенные рыбаки, суровые военные скульптуры и портовые грузы-путешественники. А ещё башни-маяки, где-то с излучающими линзами, где-то с куполами или советскими шпилями. Каждый здесь ищет свой ориентир для жизненной навигации. Поищем и мы.

Приехали в Новороссийск и ловим его настроение. В этой картине много штрихов: снующие чайки, сосредоточенные рыбаки, суровые военные скульптуры и портовые грузы-путешественники.-2

Но где же бьётся сердце города? Безусловно Малая земля – это самый сакральный кусок суши в Новороссийске, который с тактической точки зрения располагается совсем невыгодно: открытая и отлично простреливающаяся местность, занятая советскими солдатами для освобождения города, а вокруг высоты, где комфортно устроился противник. Десантная операция сразу пошла не по плану, старт оказался неудачным. Но невероятными усилиями наши люди удерживали этот клочок земли аж 225 дней. А потом благодаря прибывшим силам город наконец вернули под контроль.

Приехали в Новороссийск и ловим его настроение. В этой картине много штрихов: снующие чайки, сосредоточенные рыбаки, суровые военные скульптуры и портовые грузы-путешественники.-3

Название «Малая земля» получило широкую известность в 1970-е годы, это связано с личностью Леонида Брежнева, который несколько раз бывал тут в должности политработника. А уже стоя у власти генсек разродился мемуарами и под это дело знаковое место решили привести в порядок.

Приехали в Новороссийск и ловим его настроение. В этой картине много штрихов: снующие чайки, сосредоточенные рыбаки, суровые военные скульптуры и портовые грузы-путешественники.-4

Сам памятник-ансамбль открыли в сентябре 1982 г. Задумка автора очень неплохая. Перед глазами предстаёт огромный клин, который энергично врезается в стан противника. С некоторых ракурсов памятник также напоминает нос корабля на берегу, с которого стремительно высаживается десант. В общем, смысл передан точно и небанально.

Приехали в Новороссийск и ловим его настроение. В этой картине много штрихов: снующие чайки, сосредоточенные рыбаки, суровые военные скульптуры и портовые грузы-путешественники.-5

Сейчас комплекс частично закрыли на реставрацию, но за 100₽ ещё можно попасть внутрь и увидеть в том числе символическое сердце в форме очертания территории плацдарма. Композиция выложена из мозаики и дополнена клятвой защитников.

Вокруг мемориала раскинулся выжженный солнцем пустырь, где ещё проглядываются морщинистые впадины траншей. А по краям на Малую землю налегают высотки новых жилых кварталов, которые, как и недруги 80 лет назад, не могут прорвать оборону. Пока застройщикам не по зубам статус памятника. Пусть так будет и дальше.

Приехали в Новороссийск и ловим его настроение. В этой картине много штрихов: снующие чайки, сосредоточенные рыбаки, суровые военные скульптуры и портовые грузы-путешественники.-6

Богат Новороссийск скульптурами разного исполнения и качества. Отдельный жанр – рыбно-морская тематика. Тут вам семейная стая дельфинов и даже Памятник черноморской хамсе от благодарных новороссийцев. В чём соль? Неказистая на первый взгляд рыбёха спасла от голода десятки тысяч жизней в переломные времена как Гражданской войны, так и Великой Отечественной. И до сих пор в рыбный сезон повсюду как грибы появляются хамсовые палатки, торгующие малосольным лакомством.

Имперский пласт истории ярче всего передают, как ни странно, новые монументы. Особенно много их вдоль набережной. Например, здесь стоит памятник основателям Новороссийска. На 4-метровом гранитном постаменте расположены три бронзовые фигуры отцов города: Николая Раевского, Михаила Лазарева и Лазаря Серебрякова. Они высадились на здешний берег 1838 году и взялись за возведение укреплений, что быстро выросли на руинах турецкой крепости.

В 2013 году на побережье открыли памятник «Исход», связанный с печальным событием нашей истории, а именно Гражданской войной. Здесь видим яркую фигуру белогвардейского офицера с конём (возможно навеянную образом поручика Брусенцова из фильма «Служили два товарища»). Боец чувствует приближение красных и тянет упрямого коня к условному кораблю, а его копытный товарищ словно пятится назад. Ситуация не высосана из пальца. Эта точка – место переправы белогвардейских сил генерала Кутепова, спасавшихся от большевиков в 1920 году. Тогда далеко не все смогли покинуть город по морю, оставшихся ждала незавидная участь.

И всё же по архитектуре Новороссийск преимущественно советский город. Дореволюционные строения есть, но численно они сильно уступают другим и попадаются только в качестве исключения из правил. Красная эпоха, в свою очередь, совсем неоднородна. Тут вам и украшенные «архитектурными излишествами» сталинки, и строгие модернистские строения (от кинотеатров до морского вокзала). Радует, что где-то сохранились аутентичные вывески, которые в этом контексте отлично передают атмосферу прошлой эпохи.

Во время прогулки трудно не заметить новодельный храм-маяк. Несмотря на свою молодость, постройка неплохо вписывается в городской исторический горизонт. Храм Петра и Февронии строили с 2013 года и освятили только в 2022 году. Глядя на него издалека подумал, что купол ещё незавершён и каркас ждёт облачения в золото. Но присмотревшись оценил оригинальную задумку. Сквозь ажурный купол легко пролетает местный суровый и дерзкий ветер и не наносит урона, к тому же сама идея воздушного купола как художественный приём нетривиальна (такое было, но штучно). Что касается функции маяка, то это не просто красивый религиозный образ. Церковь оказалась настоящим действующим маяком для судов, которые швартуются в порту города-героя, строительство даже согласовали с Минобороны РФ.

Дальше наматываем километры по Новороссу, и Вера не перестаëт удивляться, как сильно изменился город с еë школьных лет. Действительно, перемен много.

Приехали в Новороссийск и ловим его настроение. В этой картине много штрихов: снующие чайки, сосредоточенные рыбаки, суровые военные скульптуры и портовые грузы-путешественники.-11

Наверняка я не единственный, у кого город всегда ассоциировался с чем-то сугубо промышленным, очень военным. Промзоны, пыль, шум, суровые портовые трудяги и боевые корабли. Отчасти так и есть, но это только одна сторона медали (точнее бухты).

На другой – город для людей, где неспешно гуляют, закупаются, плавают в море и занимаются спортом, поглядывая через большую воду на серый пролетарский кластер. Граница между мирами проходит примерно по линии Морского торгового порта.

В эту поездку и я был приятно впечатлëн обновлëнным благоустройством Новороссийска. Длинная городская набережная стала более человечной, я бы даже сказал «московской», приятной для прогулок, появилась новая плитка, фонари, лавочки, прочая урбанистика. Тут же бесконечная вереница пляжей – народ активно загорает, плавает на сапах и даже купается, хотя, признаюсь, в такой близости к порту я бы этого делать не стал. Тем не менее, у берега водица поражает прозрачностью, галька чистая и аккуратная. И все же это больше про внешний вид, а не про химический состав. Настоящие новороссийцы в Цемесской бухте не купаются, только загород, только хардкор. Шучу, конечно, не у всех ведь есть машина.

Неплохо реконструировали Парк имени Фрунзе. Тут всё, что мы любим – прогулочные зоны, тенистые навесы, много зелени и даже свой деревянный амфитеатр для выступлений. Заслышав коммунистическое название, я ожидал забрести в стандарный советский потрёпанный временем сквер, а тут такая лепота.

Вот таким мы увидели Новороссийск – разноплановый, исторический, живой. Здесь видно, что промышленный и военный город может быть комфортным. Хотя бы в районах, где люди живут и отдыхают. Потому что нужно разгружать не только корабли, но и мозги.