Найти тему

"Ключ" - привлекательные идеи с неприглядной изнанкой (ч.2)

В ч.1 говорилось о привлекательной и неприглядной сторонах идеи Безделья и Халявы (вместе с идеей Волшебной Сказки). В этот раз речь пойдет о противоположной идее данного мультфильма - идее Труда и Науки.

На первый взгляд, эта идея тоже очень привлекательна - радость от сделанного своими руками и головой (особенно чего-то осязаемого и находящего применение сейчас же), разнообразные инструменты, интересные машины и механизмы, "сказку сделать былью", наконец, заезженное до дыр "труд сделал из обезьяны человека". И у идеи Труда и Науки тоже много поклонников. Но что из себя все это представляет в данном мультфильме? И тут вылезает своя неприглядная изнанка, которая заключается в следующем.

Как уже говорилось, эту идею представляют двое - слесарь высокой квалификации Туляков и ученый-кибернетик Волшебников. Начнем с Тулякова. Ему уже много лет - с одной стороны, огромный опыт, но с другой, годы берут свое - и не только в физическом плане (зрение слабеет), но и в психологическом. Помните, говоря о своих инструментах, он особо отмечает, что и дед его, и прадед с ними трудились и выходили в люди высокой квалификации. А про молоток говорил, что такой в магазине не купишь. Да, из положительного здесь - преемственность поколений, трудовая династия, полезные семейные реликвии (да еще и в хорошем состоянии). Но тут кроется и отрицательный момент - очень часто в таких случаях идет недоверие к новому инструменту, оборудованию, новым подходам. Избыточное недоверие. "Зачем менять то, что проверено и опробовано не одним поколением?" - слышится в таких случаях. Вот если бы у Тулякова был преемник (дадим ему фамилию, например, Новаторов), помоложе его и продвигающий новые подходы в производстве, а Туляков предостерегал бы его от непродуманных и скороспелых решений, то это было бы другое дело (и одной неприглядной стороной меньше). А так... Но об этом в конце. А теперь перейдем к другой части Идеи и тому, кто ее олицетворяет - к Волшебникову.

Что можно о нем сказать? Типичный ученый из фантастических произведений. Занимается кибернетикой, также может осуществлять сложный химический синтез. Заведует Лабораторией думающих машин. Создал робота-девочку Малютку, относится к ней как к дочке, обучает ее. на первый взгляд, приятный персонаж. Но не все так просто. Ведь он тоже олицетворяет идею Труда и Науки с ее привлекательной и неприглядной сторонами.

В одной статье есть интересные наблюдения. Касаются они того, какие машины он создает - многие из его машин большие и сильные, но не занимаются физическим трудом (в основном размышляют на разные темы и играют в шахматы). Можно возразить, что академик специализируется на думающих машинах, и что его разработки могут быть полезны людям. Да, специализируется, и ничего плохого в этом нет (вспомните профессора Громова из "Приключений Электроника"). Да, могут быть полезны. Но раз уж он специализируется на думающих машинах, мог бы разработать "умный" станок. Или "умный" экскаватор. Или комбайн. Или что-нибудь в этом роде. Но подобных машин у него нет, и об их разработке ничего не говорится. Почему? Может быть, версия о его корыстных планах из той же статьи верна. А может, все гораздо проще - Волшебников оторвался от насущных хозяйственных нужд и "заперся в башне из слоновой кости" с роботами, решающими абстрактные задачи. И нет никого, кто бы вывел его навсегда (или хотя бы надолго) из этой "башни". Туляков, правда, ненадолго его "вывел", но этого мало. Кроме того, есть еще кое-что в поведении Волшебникова, что его не красит.

В его лаборатории есть очень колоритный персонаж - робот, сочиняющий стихи. Но он создан для сочинения именно плохих стихов, чтобы освободить множество рифмоплетов от ненужной работы. Поэтому робот был назван Рифмоплетом и отношение к нему у Волшебникова соответствующее - пренебрежительно-снисходительное.

Добавьте описание
Добавьте описание

У Н.Матвеевой в стихотворении "Девочка и пластилин" ситуация похожая:

Я леплю из пластилина, Пластилин нежней, чем глина. Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак. Если кукла выйдет плохо —
Назову её дурёха, Если клоун выйдет плохо —
Назову его дурак.

Подошли ко мне два брата.
Подошли и говорят:
«Разве кукла виновата? Разве клоун виноват? Ты их лепишь грубовато, Ты их любишь маловато, Ты сама и виновата,
А никто не виноват».

Но есть разница. Во-первых, что простительно девочке из стихотворения, непростительно пожилому академику-кибернетику. Во-вторых, у девочки грубая работа получалась случайно, а такие материалы, как пластилин, вообще не ассоциируются с тонкой работой. А Рифмоплет создан таким намеренно, и из "взрослых" материалов. Спрашивается: зачем он это сделал? Ведь его можно было бы создать в виде какого-нибудь ящика, умеющего только сочинять плохие стихи, но без осознавания своей личности. И проще, и поучительнее. Или в виде попугая, осознающего себя домашним попугаем. Сложнее, чем ящик, но еще поучительнее. Так нет же, приспичило его создавать похожим на человека и осознающим себя человеком. И вот однажды он осознал себя настоящим поэтом (может быть, из-за того, что его так отрегулировал Туляков) и ушел "себя показать". Но как ведет с ним его создатель, когда андроида нашли? Он посылает свою "шестерку" робота-девочку Малютку (вот к ней у него отношение как к собственной дочке) стыдить его. Ничем хорошим ни для кого из них это не закончилось - Рифмоплет с затуманенным сознанием (в кабаке влил себе в голову непонятную жидкость) в состоянии аффекта бьет Малютку и причиняет ей ущерб. Кстати, именно Рифмоплет здесь - самая пострадавшая сторона. Ведь Малютку починил мальчик (и ему после этого окончательно расхотелось в Страну счастья, чему рад Туляков), Волшебников отделался испугом, а "блудный робот", скорее всего, будет отключен. На неопределенное время. Если вообще будет потом включен.

И, напоследок, знаменитая цитата, которой, по сути, оканчивается мультфильм: «Счастье — это когда человек много знает, много умеет и всё это отдаёт людям!» (фраза "и всё это отдаёт людям!" повторяется всеми главными героями хором "на бис"). На первый взгляд, все правильно, но если вдуматься... Люди ведь разные бывают - есть те, кто этим будет пользоваться, и сделают так, чтобы руководствующиеся этим принципом работали на них безо всякой пользы для себя. Вот если бы было "и этим всем и себе жизнь обустраивает, и людям помогает", было бы другое дело.

А так у идеи Труда и Науки открывается неприглядная изнанка: трудись всю жизнь (максимум - "час потехи") "до десятого пота" (как сказано в одной мерзкой сказке Киплинга, но об этом в другой раз) старыми инструментами, на старом оборудовании (как на карикатуре одного сатирического журнала - в ней молодому рабочему показывают на станок и говорят, что "на этом станке и отец, и дед, и прадед твой работали"), дедовскими методами (а это очень трудоемкий процесс) под красивыми лозунгами вроде приведенного в конце мультфильма (как в анекдоте: "Труд создал из обезьяны ломовую лошадь, которая думает, что она - человек"), а глубоко мыслить будут или роботы, или ученые, оторвавшиеся от насущных нужд.

Но это не грозит главному герою. Он будет учиться и у Тулякова, и у Волшебникова, сможет постичь все лучшее из идеи Труда и Науки, при этом очистив ее от плохих черт - стать для дедушки Тулякова тем самым Новаторовым, а академика Волшебникова вытащить из "башни из слоновой кости", а также объяснить ему, как вести себя с Рифмоплетом.

Если, конечно, колдовство Фей ("будет расти не по дням, а по часам") прекратит действовать на мальчика...