Вчера была у меня удивительная беседа с пожилой женщиной.
Бабье лето. Последние теплые, почти летние дни.
Пошла в дальнее отделение банка платить квартплату. Там больше банкоматов, а значит либо быстро очередь идёт, либо очереди нет. Вышла из банка, перешла улицу и решила посидеть на лавочке. После реконструкции пешеходная часть улицы стала уютной и очень мне напоминает мой любимый бульвар Дзержинского в городе Фрунзе.
На лавочке сидела пожилая женщина. И как-то неожиданно мы с ней разговорились.
Родилась она в 1943 году в поле вовремя сельхозработ. Через год она стала сиротой - мама умерла, отец погиб на войне. Какое-то время жила у родственников, а потом она с братом попали в детский дом. О детдоме воспоминания очень плохие. По её словам, в то время детский дом имени Александра Матросова был санаторного типа, но кормили плохо, отношение к детям тоже было не очень хорошим.
В школе детдомовских сторонились, дружить ни кто не хотел с ними. На перемене её тетрадь воровали и "сдували". Ладно бы просто "сдували", так помнут и клякс наставят, а учитель потом ругает. Стала сумку с тетрадями всегда при себе держать.
И этот груз "детдомовская" её тяготит до сих пор.
- К нам всегда плохо относились. Знакомишься с парнем и первый вопрос его родителей - а кто у тебя родители? Я сразу прекращала всякое общение.
На мой вопрос - ну, вы же вышли замуж?
- Да, в своей деревне, где все меня знали.
И какое-то у нее негодование на звание "Дети войны", на знак который им выдали и на деньги, которые им присылают власти ко Дню Победы!
- Я это воспринимаю как оскорбление! За чем мне эта тысяча!
На моё - это знак уважения. А на деньги купите конфет или что вы любите.
- Нет, нет. Меня это оскорбляет! Лучше бы нас разбомбили!
Был долгий рассказ как голодно жилось после детского дома. Но институт был окончен. Всю жизнь проработала на местном оборонном заводе.
Посетила как-то с сыном студию фотографии. Там пожилой мужчина попросил на коллективном фото увеличить лицо одного человека. Когда распечатали фото, он зарыдал навзрыд. Я к нему подошла, а он:" На конец-то я увидел лицо отца". Я ему:"Радуйтесь. Я не знаю как выглядят мои родители. Нет ни одного фото."
Сейчас в Совете ветеранов. Посещает дом престарелых с продуктовыми подарками: покупает на свою пенсию. Рада, что в доме престарелых сменился персонал и кормить стали лучше, и организовывают поездки на концерты.
Два сюжета из её рассказа о жизни дома престарелых изумили:
Женщина с дочкой лет 12 привели на постоянное жительство мать, которая очень плакала. Вышла заведующая дома скорби и увела женщину со словами:"Ни чего привыкнешь". На вопрос: "Как вы можете сдать сюда свою мать?" Ответ:"Я работаю, мне не когда".
Умерла её знакомая. Хоронили когда она уже посинела и пахла. В гроб уложили обнаженной. "Мне пришлось настоять, чтоб принесли хоть какую-то её одежду и платочек. Платочек повязали, а одежду сверху положили.. На кладбище меня не взяли. Вынула все деньги из кошелька и упросила водителя чтоб заказал в кладбищенском храме отпевание. Не знаю заказал ли..."
Долго мы с ней сидели и солнце за облака спрятались, ветерок прохладный. Зябко стало в платье.
Расстались со словами:
- Спасибо что выслушали меня!
- Спасибо за беседу!
Шла домой и думала: что мне делать с этим наполнением... Великая Отечественная до сих пор нагоняет нас.
Шла с улицы врача Михайлова, который был казнен фашистами в 1942 году на улицу Георгия Димитрова, который тоже был казнен фашистами...