В последнее время в связи с возросшим интересом к психологии психологические термины все чаще стали проникать в повседневную жизнь.
Часто в быту эти термины используются практически как ругательства: ты – абьюзер, ты – невротик!
Сегодня попробуем разобраться в том, что же такое невроз и кто такой невротик.
Не буду углубляться в понятие невроза с медицинской точки зрения.
Попробую пояснить, что же это такое, опираясь на гештальт-подход.
Важным условием качества жизни является способность личности адаптироваться к изменяющейся среде. Невроз – это расстройство подобной адаптации.
Важно, чтобы человек понимал, что ему нужно, чего он хочет (мог распознать свою потребность), а дальше, контактируя со средой, мог эту потребность удовлетворить. Расстройство адаптации приводит к тому, что человек не способен так контактировать с собой и со средой, чтобы распознать и удовлетворить имеющуюся потребность.
И здесь сразу хочется подвергнуть сомнению существующие установки о самодостаточности, автономности как противовес созависимости, потребности в другом.
Человек - существо социальное. И как бы нам не хотелось быть абсолютно независимыми и автономными, это иллюзия, невыполнимое условие. Большую часть своих потребностей человек не может удовлетворить, не контактируя со средой, социумом.
Приведу пример, здорового взаимодействия со средой с целью удовлетворения своей потребности. Девушка в какой-то момент понимает, что ей одиноко и хочется построить отношения с мужчиной (она четко осознает свою физиологическую и эмоциональную потребность в телесном контакте и в эмоциональной близости). Желание найти партнера становится фигурой ее внимания. Ее интерес растет, она заботится о том, чтобы выглядеть привлекательно, ее заинтересованный взгляд, поведение отражает ее потребность. Она готова делать шаг на встречу, знакомиться с молодыми людьми, открыта к общению. Со временем, она знакомится с молодым человеком, завязываются отношения. Она удовлетворяет свою потребность. Дальше возникают другие потребности, но это уже другая история.
Как могут развиваться события, если у этой девушки есть невротические реакции.
Вариант 1: Девушка чувствует себя несчастной, ей грустно, есть депрессивная симптоматика, какие-то психосоматические симптомы, но распознать причины происходящего она не может. Она не очень в ладах со своим телом, не всегда понимает, что она чувствует. С детства она привыкла жить под жестким контролем. Ее жизнь скорее похожа на существование, чем на полноценное, интересное путешествие. На вопросы: чего ты хочешь? что ты чувствуешь? как ты это понимаешь? – последуют ответы: не знаю. Потребность в любви, физической и эмоциональной близости не распознается, так как нет доступа к телесным сигналам, чувствам. А если потребность сложно распознать, то шанс ее удовлетворить сводится к нулю.
Вариант 2: Девушка в какой-то момент понимает, что ей одиноко, но она категорически отрицает возможность построения отношений с противоположным полом. Потребность блокируется, натыкаясь на установки значимых близких: «Все мужчины – козлы», «В нашем роду женщинам не везет, все брошенки», «В этой жизни ты можешь рассчитывать только на себя, поэтому не занимайся ерундой, а учись/работай», «Кому ты такая можешь понравиться». Потребность у девушки есть, но нет никакого шанса ее удовлетворить, так как данные установки блокируют любое взаимодействие со средой. Шанс встретить партнера сводится к нулю.
Вариант 3: Девушка прекрасно распознает свою потребность. Ее тело жаждет физической близости, а душа – любви. Есть объект, который ее очень симпатичен. Она мечтает о нем, ведет дневник, страдает. Но тайный предмет ее страданий вообще не в курсе, а соответственно контакта нет. А причин может быть великое множество: от банальной установки «девушка первая знакомиться не должна, что о ней подумают» до ложного представления о себе «я недостаточно для него хороша, умна, привлекательна». Вся драма разыгрывается в голове, шанс удовлетворить потребность опять же сводится к нулю.
Вот примеры невротических реакций, которые мешают человеку, во-первых, распознать свою потребность, а, во-вторых, ее удовлетворить.
Процесс психотерапии направлен на исследование неосознаваемых или осознаваемых установок, привычных стереотипных способов поведения, которые мешают человеку строить отношения, контактировать с окружающим миром так, чтобы он был счастлив и доволен.
При поддержке терапевта, можно научиться распознавать сигналы своего тела, понимать свои чувства и значит отвечать на вопросы: чего ты хочешь, что ты чувствуешь, опираясь на свою феноменологию.
А затем, распознав свою потребность, опять же при поддержке терапевта, найти способ как эту потребность можно удовлетворить. И здесь большой пласт работы направлен на избавление от неподходящих установок, стереотипного способа поведения, проективного мышления, всего того, что блокирует контакт, мешает построению отношений.
Невроз – это не приговор и не болезнь. Невроз – это всего лишь способ реагирования, который не совсем подходит. И как раз терапия – это прекрасный шанс увеличить ассортимент этих способов реагирования, наполнить свою жизнь красками, перейдя из черно-белой палитры в более яркую и насыщенную.