Найти тему
KULTURA KOVROV

Ковры на столах: секретный код великих художников

Любой, кто когда-либо изучал европейскую живопись или хотя бы примерно понимает путь ее развития за этот долгий период, может заметить, как восточный текстиль проходит красной нитью на протяжении всей художественной эпохи, особенно в искусстве Возрождения и Золотого века Голландии и символизирует собой «переплетения этого мира». О ценности ориентального текстиля, особенно ковров, свидетельствует не только их внешний вид, но и расположение. Наверняка, вы тоже задавались подобным вопросом, почему художник изобразил восточный ковер на столе?

Ганса Гольбейн «Послы» (1533 г.; Национальная художественная галерея)
Ганса Гольбейн «Послы» (1533 г.; Национальная художественная галерея)

Эта знаменитая картина Ганса Гольбейна «Послы» (1533 г.; Национальная художественная галерея) является прекрасным тому примером. Она наглядно демонстрирует идеал человека эпохи Возрождения: это два молодых французских посла, стоящих возле стола, покрытого ковром, среди символов своего статуса, с анаморфным черепом, скрывающимся на переднем плане, чтобы предостеречь зрителя от чрезмерной мирской жизни. Все предметы и образы создают глубокую композицию. Есть на что посмотреть и что обсудить, но опять же, возникает вопрос: почему на столе лежит этот восточный ковер? Прежде чем мы замечаем череп🤓

Ковры с Ближнего Востока появляются в европейских произведениях искусства еще в тринадцатом веке, после того как крестовые походы дали возможность роскошным персидским коврам появится в домах вельмож, но несколько столетий спустя они становятся гораздо более распространенным декоративным элементом. Художники эпохи Возрождения, такие как Карло Кривелли и Лоренцо Лотто, часто использовали ковры в своих работах, настолько, что в их честь даже названы отдельные узоры ковров. Присутствие ковра на этих картинах сразу же передает зрителю образ богатства, образования и достижений; это был декоративный способ передать статус в эту амбициозную эпоху.

Лоренцо Лотто, Портрет Джованни Делла Вольта с женой и детьми, 1547 г., Национальная галерея искусств;
Муж и жена, ок. 1523, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия (ковёр понятно, а вы увидели спящую белку?)
Лоренцо Лотто, Портрет Джованни Делла Вольта с женой и детьми, 1547 г., Национальная галерея искусств; Муж и жена, ок. 1523, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия (ковёр понятно, а вы увидели спящую белку?)

Перенесемся в другую вдохновляющую эпоху, голландский «золотой век» в семнадцатом веке, и ковры, кажется, есть на каждом изображенном столе, особенно у Яна Вермеера и Габриэля Метсю. Они появляются так часто, что начинают выглядеть обычными, а не собственностью привилегированных; Вермеер, в частности, довольно эгалитарен в отношении своих ковров, которые появляются в непосредственной близости от нескольких горничных и даже куртизанки.

Ян Вермеер, "Бокал вина" (1658 - 1660, Берлинская картинная галерея)
Ян Вермеер, "Бокал вина" (1658 - 1660, Берлинская картинная галерея)

Ян Вермеер, "Урок музыки" (1662 - 1665, Королевская коллекция Елизаветы II, Лондон)
Ян Вермеер, "Урок музыки" (1662 - 1665, Королевская коллекция Елизаветы II, Лондон)

Габриель Метсю «Мужчина пишет письмо»
Габриель Метсю «Мужчина пишет письмо»

Пройдут времена и вскоре ковры окажутся на полу. Но это уже тема для следующей статьи.

Благодарим за то, что дочитали до конца. Поддержите нас: подписывайтесь на канал, поставьте лайк и расскажите друзьям в соц. сетях.