Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Выстрелы за кулисами Нюрнберга

Оглавление

В период подготовки и проведения судебных заседаний Международного военного трибунала в Нюрнберге (20 ноября 1945 года - 1 октября 1946 года) произошло немало неразгаданных до сих пор событий, в том числе - со стрельбой...

Так, в Нюрнберге распространился слух, будто прокурор Р.А. Руденко, возмущенный в ходе допроса наглостью «нациста номер два» Германа Геринга, выхватил пистолет и застрелил его. В американской прессе даже появилось сообщение об этом. Например, в армейской газете "Stars and Stripes" от 10 апреля 1946 года.

В центре Г. Геринг. Фото: ТАСС/Евгений Халдей.
В центре Г. Геринг. Фото: ТАСС/Евгений Халдей.

На самом деле Геринг, бывший рейхсминистр Имперского министерства авиации и рейхсмаршал Великогерманского рейха, приговоренный трибуналом к смертной казни через повешение, за 2 часа до приведения приговора в исполнение отравился цианистым калием. По некоторым сведениям, яд был передан ему через офицера американской охраны.

До сих пор нет ясности в вопросе о причинах гибели двух советских граждан.

1. Убийство советского солдата рядом с Гранд Отелем в Нюрнберге.

12 декабря 1945 года в газете «Правда» было опубликовано сообщение:

«8 декабря около 11 часов вечера был смертельно ранен выстрелом в грудь красноармеец-шофер тов. Бубен. 9 декабря штаб командующего американскими войсками, обслуживающими военный трибунал, опубликовал сообщение начальника военной полиции Нюрнбергского района майора Клэйтона, в котором говорится, что Бубен был ранен в грудь малокалиберной пулей вблизи Гранд-отеля и скончался, не приходя в сознание. Ведется расследование».

Чем оно закончилось - неизвестно. Даже Александр Звягинцев, заместитель Генерального прокурора и автор книг о Нюрнбергском трибунале, имевший доступ к секретным архивам, не смог дать однозначный ответ на вопрос: кто и почему его убил?

Выяснилось, что Бубен был водителем замначальника следственного отдела по особо важным делам МГБ СССР Михаила Лихачева и пуля, вероятно, предназначалась для него.

Сотрудница Лихачева, переводчик О.Г. Свиридова отмечала, что "кто-то в форме рядового американской армии рывком распахнул переднюю правую дверь остановившейся у "Гранд-отеля" машины и в упор выстрелил в шофера Бубена".

По ее словам, смертельно раненный Бубен успел сказать, что в него "стрелял американец".

Н.Д. Зоря
Н.Д. Зоря

2. Убийство прокурора Николая Зори

Спустя полгода советскую делегацию потрясло известие о еще одной загадочной смерти. Утром 23 мая 1946 года в своей постели был обнаружен застреленным прокурор Николай Дмитриевич Зоря, помощник главного обвинителя от СССР. Пистолет лежал на его груди.

Причина была объявлена такая - несчастный случай из-за неосторожного обращения с оружием. В уже упомянутой армейской газете "Stars and Stripes" от 29 мая 1946 года отмечалось, что по сообщению от 24 мая американского генерала Гилла, - Николай Зоря "был убит во время чистки оружия" и Р. А. Руденко подтвердил, что его заместитель полковник Покровский "расследовал это дело и установил, что выстрел произошел случайно".

Но в это мало кто поверил, включая упомянутого Михаила Лихачева, который так прокомментировал смерть Николая Зори: "Он запутался и испугался".

В то же время, ходили слухи, что прокурора кто-то убил умышленно.

В любом случае, среди наиболее вероятных причин убийства или самоубийства называли неудачи прокурора при поддержании обвинения в трибунале. Он сомневался в убедительности доказательств советской стороны, касающихся массовых расстрелов поляков в Катыни и не смог остановить допрашиваемого Риббентропа, когда тот заговорил о секретных протоколах к пакту Молотова – Риббентропа. Зоря также не сумел воспрепятствовать публикации соответствующего документа в американской прессе 22 мая 1946 года, за день до гибели…