О первом «женском университете» читайте в статье.
Первые зерна женского высшего образования были брошены в 1872 году, когда правительство впервые с волнением отметило наплыв российских женщин в высшие учебные заведения Запада. На родине женщины не допускались в университеты, а их тяга к науке осуждалась. Александр II боялся «учёных» женщин, считая таковых нигилистками и ожидая, что любая из них «выпалит в него из пистолета». Но, чтобы русские женщины не нахватались в заграничных высших учебных заведениях революционных идей, власть все-таки приняла решение открыть высшие женские курсы в университетских городах России.
Почву для создания высших женских курсов по университетской модели подготавливали яркие общественные деятели и ученые того времени Дмитрий Менделеев, Андрей Бекетов, Иван Сеченов, Александр Бутлеров, Константин Бестужев-Рюмин, а также активистки Анна Философова, Надежда Стасова, Ольга Мордвинова, Варвара Тарновская.
Спустя 6 лет появлялись первые всходы - 20 сентября 1878 года в Санкт-Петербурге в здании Александровской гимназии на Гороховой улице состоялось торжественное открытие первого высшего учебного заведения для женщин в России — Высших женских курсов.
Высшие женские курсы просуществовали 40 лет, с 1878 по 1918 годы, а после были слиты с Первым Петроградским университетом.
Четыре года курсами руководил историк Константин Бестужев-Рюмин. Поэтому ученицы, посещавшие их, стали «бестужевками». В народе, девиц, стремящихся к получению образования, не жаловали и окрестили «бесстыжевками». В газетах о бестужевках писали: «Это не женщина, это дочь Каина, она аморальна по своей сути».
На что существовали?
Курсы стали частным учебным заведением. Рассчитывать на государственные дотации не приходилось, кроме ежегодных 3 тысяч рублей от Министерства народного просвещения. Для понимания: 3 тысячи рублей – это в то время размер годового жалованья руководителя университета.
Денег, разумеется, не хватало. Основным доходом была плата за обучение и пожертвования, которые присылались со всей страны. Преподаватели, работавшие на курсах, считались общественными деятелями и работали безвозмездно, на голом энтузиазме.
Музыкальный и художественный критик Владимир Стасов, брат одной из создательниц курсов, вспоминал: «мы начинали действовать, имея на текущем счету немногим более 200 рублей, которые большие и малые, дала вся страна. Какое нужно было чудо, какая потребна была храбрость, чтобы с двумястами рублей в кармане затеять и выстроить дом в 200 000 рублей».
Спустя два года (1880 г) бюджет курсов составлял более 400 тысяч рублей в год. В 1885 году для Высших женских курсов на 10-й линии Васильевского Острова построено собственное здание. К началу 1904 года материальный актив курсов составлял миллион рублей. «Окупаемость» обеспечивалась не только взносами, но и удачной работой с ценными бумагами. Бухгалтерский учёт и управление финансами 25 лет талантливо вела казначей курсов Варвара Тарновская.
Порядок поступления
Подать заявление надо было до 1 августа и приложить к нему метрическое свидетельство, аттестат о полном среднем образовании, свидетельство о политической благонадёжности и разрешение отца или мужа.
На момент поступления девушка должна быть старше 21 года.
Вступительных экзаменов не было, а если количество заявлений превышало количество вакантных мест, устраивался конкурсный отбор на основе аттестатов.
В первый год на Бестужевские курсы поступило 814 человек (468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц). Плата за обучение составляла 50 рублей в год, вольнослушательницы вносили по 5 рублей за «слушание» каждого предмета. Годовая стоимость жизни в интернате - 100 рублей.
Образовательный процесс
На Бестужевских курсах действовали три отделения: историко-филологическое, юридическое и физико-математическое (с химическим курсом). В 1906 году открыли юридическое отделение.
Минимальный срок обучения составлял четыре года, но многие слушательницы увеличивали время пребывания на курсах для того, чтобы освоить дополнительные дисциплины. Список лекций включал богословие, психологию, историю древней и новой философии, историю педагогики, теорию эмпирического познания, историю литературы, русского, французского, немецкого и английского языков. Обучающиеся физико-математического отделения изучали математику, физику, химию, ботанику, зоологию, минералогию, кристаллографию. Кроме того, среди предметов были латынь и хоровое пение.
Жизнь большинства курсисток была весьма скромна: снимали одну комнату на двоих-троих, питались в столовой при курсах, почти все деньги тратились на книги.
За 32 выпуска Высшие женские курсы окончило без малого 7 тысяч человек. Больше половины выпускниц были на историко-филологическом факультете.
Кстати, до определенного момента Бестужевские курсы не давали своим выпускницам прав на преподавание. Чтобы бестужевки не скрывали факт окончания курсов, показывая для получения работы лишь аттестат среднего учебного заведения, петербургский обер-полицмейстер ставил на все аттестаты печать, в которой значилось, что их обладательницы - курсистки. С такими аттестатами женщин к учительству не допускали.
Лишь в 1910 году Петербургские Высшие женские курсы признаны высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету. Свидетельства об окончании курсов приравнены к дипломам университета.
В декабре 1911 года Николаем II утвержден Закон «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса высших учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительницы средних учебных заведений», который практически уравнял права женщин и мужчин в научно-педагогической области. Лучшие выпускницы Бестужевских курсов воспользовались новым законом и начали заниматься самостоятельной научно-педагогической деятельностью.