После обеда мы поехали в соседний поселок Черноморское, смотреть раскопки, надо же было выполнить данное папе обещание - изучить историю этого края. И оно того стоило: целый город предстал перед нами. Несмотря на то, что от его построек остались одни фундаменты, прослеживалась четкая планировка городской застройки, жилые дома когда-то стояли тесно прижавшись друг к другу меж мощных городских стен. Руины крепостных стен впечатляли и сегодня, сохранив следы таранов и других стенобитных орудий.
Из таблички рядом с городищем я узнала, что город назывался Калос Лимен, был основан греками в начале 4 века до нашей эры, это было довольно крупное и развитое поселение, значительную часть своей истории зависимое от Херсонеса. Город погиб в начале 1-ого века н.э. от нападений скифов и других кочевников.
И я позавидовала Крымчанам, я-то учу историю по книгам и фотографиям в библиотеках, а местные среди нее практически живут.
Потом мы посмотрели Панское городище, состоящее из остатков двух крупных усадеб и нескольких построек помельче. При осмотре первой усадьбы я едва не свалилась в вертикальный глубокий колодец, заросший высокой травой. На второй усадьбе сохранились оборонительные укрепления. В местный музей мы не успели, но Саня рассказал, что археологи выяснили, что жизнь местных колонистов оборвалась в один день и их останки с проломленными черепами, тоже были найдены на месте раскопок, там, где они погибли – в основном во дворах.
На обратной дороге в Оленевку Саня мне показал несколько скифских курганов, выделяющихся на плоской степи.
Удивляло, что все это историческое богатство особенно никем не изучалось и не охранялось.
- Видишь, как нам нужны историки, - соглашался со мной Саня.
После ужина дайверы остались на субботние посиделки у костра.
Новенькая девочка, вернувшаяся с морской прогулки вдоль скал, спросила:
- А что это за канаты свешиваются сверху?
- Туристы на них спускаются к морю, - ответил сторожил лагеря.- Видела гроты и пещерки в скалах у самого моря? Они здесь повсеместно. Летом они обычно заполнены: приезжают целые семьи, обустраиваются в пещерке, занавешивают вход в нее и живут весь сезон. Самые отчаянные по канатам в пещерки спускаются, другие берут моторку. Провизию тоже спускают по этим веревкам.
- А в туалет-то они как ходят? - удивилась девушка.
- Чего не знаю, того не знаю, - развел руками сторожил.
- А, правда, что в Евпатории рядом с раскопками Керхинитиды, при погружении можно осмотреть руины старинных зданий и портовых сооружений, когда-то ушедших под воду, вместе со стоящими в порту кораблями, - спросил кто-то.
- Правда, - ответил старший сын Вацслава, - но дайверов сейчас туда не пускают.
- Вы слышали, что у горы Карадаг обитает морское чудовище — нечто вроде водяного дракона?
Сидящие вокруг костра загалдели:
- Да, это черноморская разновидность Кракена.
- Карадагский змей!
- Сколько народу его уже видело! Дельфинов пополам перекусывает!
- Вы слышали, что недавно появилось доказательство существования змея? Какой-то дайвер с фонариком и видеокамерой обследовал подводные тоннели под Опуком, и столкнулся с крупным водным животным с длинным вытянутым телом. Он даже смог заснять чудовище на камеру!
Тут голос подал седой дайвер:
- А запись он отвез специалистам. Змеем оказался довольно редкий подвид тюленей. Звери эти действительно крупные и длинные, а движением немного похожи на змей. Видимо отсюда и все сказки про Крымских змеев.
Я с интересом слушала, а Саня, прошептал, наклонившись к моему уху:
- Такие байки они могуг травить до самого утра. Пошли спать. У нас мало времени.
- А куда мы спешим?
- У нас всего одна ночь осталась. Нам с тобой всегда времени не хватает, - Саня нежно взъерошил мои волосы, и повел за собой в палатку.
Продолжение
Предыдущее
Начало