Высшие партийные руководители защищали будущую классику советского кино от чиновников-перестраховщиков.
В советской фильмотеке есть группа суперпопулярных фильмов, которые могли не выйти в широкий прокат по вине чиновников-охранителей, увидевших в этих картинах бог весть, какую антисоветчину.
Одним из первых таких фильмов стала первая музыкальная кинокомедия (точнее джаз-комедия) в СССР «Веселые ребята» (1934). Отдел пропаганды ЦК ВКП (б) (Агитпроп) признал ее контрреволюционной и примитивно «фальшивой». Однако руководителю Союзкино Борису Шумяцкому удалось показать фильм Сталину. Вождю понравилось: «Хорошо. Будто месяц в отпуске побывал». И фильм ушел в широкий прокат.
Знаменитую картину «Юность Максима» киночиновники посчитали безыдейной, лишенной революционного пыла, считали, что «путь к большевизму молодого рабочего изобретён… схематично и бледно». В общем, фильму место на полке. Но фильм увидел Сталин и «Юность» обрела огромный успех.
А вот наивный «Сердца четырех», который был завершен прямо перед войной, член ЦК ВКП (б) Жданов с подачи Сталина зарубил безжалостно. Но ленту не смыли и после войны, когда уставшие от нее люди захотели светлого позитива, фильм с большим успехом прошел по экранам и демонстрируется по телевидению до сих пор.
Непростой оказалась и судьба «Баллады о солдате». Этому киношедевру чинуши хотели дать третью категорию с показом только в отдаленных провинциях. Но были среди чиновников и те, кто понимал, что такое хорошо и что такое плохо. «Балладу» увидел большой человек, главный редактор органа Советов народных депутатов газеты «Известия» Алексей Аджубей, зять Генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. Он по достоинству оценил фильм и распорядился отправить на кинофестиваль в Канны. Там фильм получил Специальный приз, а потом собрал более ста призов на разных фестивалях.
Хрущев также спас одну из лучших советских кинокомедий «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен». Цензоры углядели в ней критику хрущевского «кукурузного проекта» и намек на необходимость снятия генсека с должности. Кроме того, вместо рекомендованного Пуговкина упрямый Элем Климов снял в главной роли Евстигнеева, а тот играл в «Современнике» роль голого короля в пьесе по сказке Андерсена. Опять таки экивок на Хрущева. Но он, с подачи директора «Мосфильма» Ивана Пырьева, увидел ленту, вдоволь посмеялся и дал добро на широкий прокат.
Неугодными поначалу оказались и кинокартины, которые впоследствии обрели славу лучших образцов советского кино: «Кавказская пленница», «Белое солнце пустыни», «Белорусский вокзал», «Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи» и «Пираты XX века». От произвола «искусствоведов в штатском» их спас Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, к слову большой любитель заокеанский вестернов.
Ставьте лайки, не забывайте. Подписывайтесь