Вопрос о том, обладают ли бессмертием животные (в том числе и домашние) в христианском учении не имеет однозначного и точного ответа и на этот счет нет никаких догматов. Церковь никогда не стремилась создать энциклопедию для любопытствующих по всем вопросам и всегда была осторожна в отношении мнений, не касающихся вопросов принципиальных. Так что вопрос о том, окажутся ли наши домашние питомцы в вечности вместе с нами или нет , - вопрос этот оставлен нашему свободному решению и вдумчивости. Философ Николай Бердяев говорил, что, если в раю не окажется его любимого кота, то ему не нужен такой рай. И, вероятно, надежда на встречу с четвероногими друзьями в вечности вовсе не безосновательна. Ниже приведены аргументы в пользу такой надежды христиан.
1) В первых главах Библии повествуется о творении мира, в том числе - животных и человека (в книге Бытия). Это еще райский мир, мир до грехопадения, мир, где смерти нет. В раю пребывают и животные, что, очевидно, говорит об их первозданном бессмертии. Смерть же в Библии впервые появляется после изгнания Адама и Евы из рая, что, согласно христианскому учению, было космической катастрофой, вовлекшей в динамику смерти всё творение. Включая животных.
2) Согласно Библии (снова см. книгу Бытия) изначально, пребывая в раю, животные не убивали друг друга, не разделялись на хищных и травоядных. В пищу животным, как и человеку, даны лишь растения (Бытие, глава 1, стих 30). Это еще одно свидетельство бессмертия всех творений в их первозданном состоянии. Таким образом, всеобщее бессмертие животных соответствует изначальному замыслу Бога о мире.
3) В книге Бытия есть и еще один важный аспект. Бог приводит к Адаму в раю животных, чтобы он нарек им всем имена. Это не просто раздача обиходных кличек. Наречение имени в древности означало выявление внутренней сущности нарекаемого. Знание имени давало власть над именуемым. Адам, давая имена животным, участвует в их творении и дарует в сотворчестве с Богом сущность живым существам, их, так сказать, "идею". Заметим, что Адам не нарекает имена минеральному и растительному миру. Это подчеркивает особое положение животных, удостоенных имен, смыслов, вечной своей сущности и особой связи с человеком.
4) Древний мир не знал сентиментального отношения к животным, но и не бы л равнодушно-жесток к ним. В Законе (Торе) есть заповеди и относительно обращения с животными. В Библии мы не встретим указаний почитать животных (это было бы идолопоклонством), но животные могли символизировать высшую, божественную реальность (зооморфные символы). Достаточно вспомнить видение Иезекииля с движущими колесницу Бога четырьмя мистическими животными. Символы Евангелистов - это также животные (лев, телец, орел) и ангел. Вспомним также четырех животных в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) и символическое именование Христа Агнцем (Ягненком). Дух Святой является при крещении Иисуса Иоанном Предтечей в виде голубя. Так что образ животного мог обладать очень высоким символическим статусом.
5) Наконец, в Ветхом Завете есть и еще свидетельства причастности животных к вечности. В книге Бытия (глава 9, стихи 8-11) повествуется, что после потопа Бог устанавливает завет с Ноем, его семьей и со всеми животными - "... с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас (...) со всеми животными земными; поставлю завет Мой с вами..." Так что животные выступают как способные войти в завет с Богом, а это что-то да значит...
6) В перспективе эсхатологии (конца истории и нынешнего мира) о животных говорится у пророка Исаии: " Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь" (Исаия, глава 65, стих 25). Так что мы видим тут животных в эсхатологическом, вечном царстве Бога, вернувшихся к своему райскому первоначальному состоянию.
7) Яркие свидетельства о причастности животных к вечности мы встречаем в Новом Завете и у христианских отцов церкви. Весь природный мир в христианстве (как, впрочем, и в иудаизме) предстает свидетельством о его Творце, вторым откровением после Библии. Эта идея встречается в христианстве очень рано - уже в книгах Нового Завета, и ясно выражена в одном из посланий апостола Павла. Один из крупнейших отцов церкви, Св. Григорий Нисский, называет вселенную "чудесно составленным гимном". Призвание человека отцы церкви полагали не только в "личном" спасении, но и в спасении через человека всего творения. Эти мысли особенно ярко выражены Максимом Исповедником (7 век). Идею "Космической литургии", о которой говорил Максим Исповедник, резюмирует православный богослов 20-го века В.Н. Лосский: "На пути соединения с Богом человек не отстраняет от себя тварного, но собирает в своей любви весь раздробленный грехом космос, чтобы был он в конце преображен благодатью" (В.Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной церкви). Преображен, а не уничтожен, не превращен в небытие! Это подтверждают и новозаветные тексты. Относительно будущего бессмертия (нетления) всего живого мира читаем у апостола Павла: "Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих" (Послание к Римлянам. глава 8, стихи 19-21). Тут ясно звучит мотив изначального бессмертия творений и их вверженности в "суету" (= тление) не по своей вине, а по вине человека. От человека же ("сынов Божиих") и ожидается ее освобождение от тленности "в свободу славы детей Божиих". Мысль Павла восемь столетий спустя продолжает отец 9-10 вв. Симеон Новый Богослов. Он также указывает на безгрешность твари, животных, и повествует о нарушении гармонии между тварями и человеком после грехопадения в раю. Тогда Бог, по мысли Симеона, подчиняет творение тленности, чтобы тварь, "...сделавшись тленной, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы, когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь... освободилась от сея работы (т.е. рабства тлению), обновилась вместе с ним, и сделалась нетленною и как бы духовною" (Добротолюбие, том 1). Трудно яснее сказать о будущем бессмертии и духовном бытии всякого творения. Григорий Богослов (4 век) говорит о почитании Бога так: "Все существа почитают Тебя - и разумные, и неразумные... Тебе возносит молитву все существующее".
8) Об особенной близости к раю именно животных много свидетельств в христианской письменности. Достаточно вспомнить об особом доверии животных к святым (лев старца Герасима Иорданского, медведь в житиях Сергия Радонежского и Серафима Саровского, проповедь птицам Франциска Ассизского и рыбам Антония Падуанского и т.д.) Один из древних аскетов и христианских мистиков, Исаак Сирин, объяснял эту любовь животных к святым тем, что животные "обоняют запах рая". Они, в отличие от человека, не забыли его и сегодня... Ведь, согласно Библии, источник смерти есть грех, а животные не грешат и не должны были бы умирать, если бы не "покорились суете недобровольно". Если приходится признать бессмертие демонов, бесов (имеющих природу ангелов, хоть и падших), то не логично ли задуматься и о бессмертии безгрешных тварей, хоть это и не по вкусу некоторым слишком "строгим" христианам? Разве к тому не достаточно оснований? Не всякое ли творение существует у Бога в единственном числе, а не как бездушный "материал" космоса, обреченный на вечный круговорот и исчезновение?
9) Как констатирует современный философ Татьяна Горичева, в наше тревожное и одинокое время животные любимы с особой силой, как никогда. И приводит грустно-ироничную реплику из одного французского журнала: "Если бы каждый мог жениться на ком хотел, все женились бы на своих собаках".
В заключение приведу ответ отца Александра Меня на вопрос о судьбе домашних животных после смерти. Отец Александр говорит: "Вопрос нешуточный, потому что многие из нас любят животных, и смерть любимой собаки, любимой кошки или даже птицы переживают довольно сильно. И это справедливо. Да, у животных есть душа, то есть эмоции страха, радости, любви, предательства. Но у животных нет духа. Творить они не умеют, у них нет высшего понятия о добре и зле и нет того разума, который познает весь мир. Разум животного ниже, это малый разум, он нужен ему только для приспособления к окружающей среде. Тот творческий разум, который постигает Вселенную, животным не присущ. Но я верю, что есть что-то бессмертное и в животных. Есть такое мнение, что у животных есть некая коллективная бессмертная душа. Возможно, это так. Но вообще этот вопрос остается открытым".
Автор: Николай Вороновский.
Группа помощи английским бульдогам, попавшим в беду
Мы верим в силу добра и вместе можем добиться больших результатов. Подписывайтесь, ставьте лайки и помогите найти нашим бульдогам новый дом. Они заслуживают любящую семью и теплый дом.
Спасибо за вашу поддержку!