Найти тему
Записки артистки балета

Массандра. Между небом и землей

Еще каких-то два десятилетия назад, Массандровский дворец был закрытой от посторонних глаз территорией. Мало кто знал, что в окружении кипарисов, среди благоухающих цветников стоит сказочный дворец.

Уютные, камерные по своим размерам помещения дворца с самого первого проекта не были предназначены для больших торжеств. Это атмосфера домашнего уюта и покоя усилились после его перестройки приглашенным архитектором Максимилианом Месмахером.

-2

Его излюбленным приемом было смешение различных стилей и направлений. Однако делалось это гармонично и в разумных пределах. Каждый этаж здания, а всего их три, имел свое назначение. Первый этаж предполагался для развлечений, второй предназначался для работы и отдыха императорской семьи, третий, так и оставшийся незаконченным при Александре III - должны были занимать дети.

-3

Войдя во дворец, мы попадем в нижний вестибюль. И, как и задумывалось архитектором, с разгоряченного солнцем воздуха окунаемся в прохладу сине-голубых росписей изразцовой плитки.

-4

Ею была облицована нижняя часть стен.

-5

Паркет заменила метлахская плитка.

-6

Помещение разделяется на две части пологой аркой.

-7

Лестницы дворца, благодаря резным переплетам перил, сглаживают контраст обстановки вестибюля и остальных комнат.

-8

Бильярдные комнаты, как правило отделывались в стиле английского Возрождения.

-9

Интерьер комнаты украшают традиционные для английских домов дубовые панели и камин, расположенный в углу.

-10

Потолок, богато украшенный лепниной, подражание готическому стилю.

-11

Двери и решетки водяного отопления отделаны различными породами дерева, с применением техники инкрустации дерева по дереву.

-12

Пейзажи с изображением красот Крыма дополняют виды, открывающиеся из окон дворца. Среди работ представлены картины художников XIX века: А.И.Мещерского, Ф.А.Бронникова, В.В.Верещагина, В.Д.Поленова.

-13

По соседству с Бильярдной располагалось помещение для семейных обедов и приемов гостей. Почти всю площадь комнаты занимает огромный стол.

-14

Стены облицованы высокими, в человеческий рост, дубовыми панелями, украшенными барочной резьбой. С потолка нависают деревянные балки.

Столовая как бы разделена на две части: собственно столовую и каминную. На арке разделяющей помещение сохранились остатки росписи.

-16

Фронтон камина выполнен из дерева, а его нижняя часть украшена майоликовыми изразцами. Месмахер был одним из первых, кто начал возрождать в интерьерах позабытые традиции изразцовых печей, популярных в XVII-XVIII веках.

-17

Одно из лучших творений Месмахера находилось за этой дверью - в Буфетной. Увы, до наших дней оно не сохранилось.

-18

Ну а мы вернувшись через бильярдную в нижний вестибюль, по винтовой лестнице поднимаемся на второй этаж. Лестница это использовалась для прислуги.

-19

Парадная лестница - вот за этой решеткой.

-20

Первая комната, в которую мы попадаем, поднявшись на второй этаж - приемная Ее Величества.

-21

Из этой проходной комнаты, через дубовую дверь с зеркаловидными стеклами, можно попасть в Кабинет Марии Федоровны. Над дверью резной фронтон буквой "М". В потолок искусно вмонтированы вентиляционные решетки. Их можно увидеть прямо над окошком.

-22

Изящная лепка потолка раскрашена, поэтому можно видеть все детали.

-23

В прихожей второго этажа, куда вела парадная лестница, установлена вешалка, где можно было оставить не только верхнюю одежду, но и ружья.

-24

А это зеркало видало не мало известных российских деятелей.

-25

Пройдя по коридору направо

-26

мы попадаем мужскую половину - в приемную Его Императорского Величества, которая предназначалась для деловых аудиенций, служила библиотекой и помещением для дежурных адьютантов.

На верхних полках встроенного книжного шкафа хранятся книги конца XVIII века французского писателя-просветителя Вольтера, а рядом сочинения Уильяма Шекспира. Нижние полки заняты приветственными адресами, преподнесенными Александру III и Марии Федоровне по случаю их серебряной свадьбы.

-28

Кабинет Его Императорского Величества предназначался для работы лишь номинально. В нем никогда и никто не работал. Императора Николая II здесь часто можно было застать здесь за чтением книг или делающим записи в дневник во время его краткосрочных приездов в Массандру. Первоначальная площадь помещения была увеличена архитектором за счет ниши.

Центральную часть кабинета занимают кресла в стиле ампир, украшенные деревянной золоченной резьбой в виде лавровых венков и гирлянд.

Стенные панели, выполненные из массива орехового дерева, контрастируют с серым мрамором камина.

-31

Опочивальня никогда не использовалась по своему назначению. Члены царской семьи бывали во дворце лишь в дневное время. По традиции загородных домов располагается опочивальня в центре здания.

Окна этого зала выходят на некогда открытый балкон с мраморными колоннами.

При проектировании Кабинета Ее Величества Императрицы Марии Федоровны, Месмахеру удалось удивительно точно передать ее характер. Холодные оттенки мебели и проникающий через удачно расположенные окна придают помещению воздушность и делают его самым светлым залом второго этажа.

В Кабинете сохранились небольшие фрагменты росписи помещения.

-35

В центре комнаты, на столе, фотография Марии Федоровны сестрами: Александрой - супругой короля Англии (в центре) и Тирой - герцогиней Кумберлендской (слева).

-36

На третьем этаже располагаются временные выставки. Туда мы не пошли, а полюбовавшись потолком

-37

спустились по парадной лестнице в парк.

-38

Придворцовая часть парка является несомненной гордостью Массандровского дворца. Ее проектированием также занимался Максимилиан Мисмахер.

Уже после смерти Александра III была построена высокая стена, выполнявшая не только декоративную функцию, но и защищавшая строение от оползней и ливневых вод. Ее украшали высокие колонны, декоративные вазы и большие арки.

-40

Дворец-музей в Массандре - воплощенная в реальности жизнь русских императоров.