Найти в Дзене

«Хромая судьба» братьев Стругацких: автобиография, фантастика и роман в романе

Роман «Хромая судьба» Аркадия и Бориса Стругацких – пример «реалистичной фантастики», как его определяли сами авторы. По сути, это два отдельных произведения, помещённые под одну обложку. Но давайте обо всём по порядку. Сюжет произведения Главный герой романа писатель Феликс Сорокин, который специализируется на военно-патриотической теме. Многие события его жизни были навеяны фактами биографии Аркадия Стругацкого. На протяжении всего повествования Сорокин мотается по Москве по срочным и не очень делам. Писатель встречается со своими друзьями, беседует с ними по телефону, едет в больницу к соседу по подъезду и в, конце концов, добирается до Лингвистического института, куда привозит на анализ свои черновики, чтобы с помощью специальной машины определить уровень гениальности Сорокина. В перерывах между поездками и встречами он читает своё самое главное произведение, труд всей жизни, который хранится в синей папке. В роли этого шедевра выступает повесть братьев Стругацких «Гадкие лебеди».
Оглавление

Роман «Хромая судьба» Аркадия и Бориса Стругацких – пример «реалистичной фантастики», как его определяли сами авторы. По сути, это два отдельных произведения, помещённые под одну обложку. Но давайте обо всём по порядку.

Обложка современного издания романа. Фото из открытых источников
Обложка современного издания романа. Фото из открытых источников

Сюжет произведения

Главный герой романа писатель Феликс Сорокин, который специализируется на военно-патриотической теме. Многие события его жизни были навеяны фактами биографии Аркадия Стругацкого.

На протяжении всего повествования Сорокин мотается по Москве по срочным и не очень делам. Писатель встречается со своими друзьями, беседует с ними по телефону, едет в больницу к соседу по подъезду и в, конце концов, добирается до Лингвистического института, куда привозит на анализ свои черновики, чтобы с помощью специальной машины определить уровень гениальности Сорокина.

В перерывах между поездками и встречами он читает своё самое главное произведение, труд всей жизни, который хранится в синей папке.

В роли этого шедевра выступает повесть братьев Стругацких «Гадкие лебеди».

Обложка современного издания повести, АСТ (2021). Фото из открытых источников
Обложка современного издания повести, АСТ (2021). Фото из открытых источников

Герой этого произведения, тоже писатель, Виктор Банев возвращается в родной город, где уже долгое время идёт дождь. На окраине располагается лепрозорий, в котором содержатся люди с некой генетической болезнью. Местные жители называют их мокрецами и откровенно боятся.

Помимо бесконечного дождя в городе есть ещё одна аномалия: дети-вундеркинды. Они не по годам умны, начитанны и не боятся странных мокрецов, а наоборот тянутся к ним. Банев решает разобраться, кто же такие на самом деле эти больные из лепрозория, что происходит с детьми и какую роль во всём этом должен сыграть сам писатель.

История создания

История написания и публикации «Хромой судьбы» вполне обыденная. А вот «Гадкие лебеди» прошли долгий путь перед встречей с читателями. Повесть была написана в 1967 году. Первоначально она должна была выйти в сборнике издательства «Молодая гвардия» в 1968-м, но не прошла цензуру. С того же года машинописные копии произведения распространялись через самиздат.

Обложка неавторизованного издания (1972). Хдожник Николай Николенко. Фото из открытых источников
Обложка неавторизованного издания (1972). Хдожник Николай Николенко. Фото из открытых источников

В 1972 году повесть была опубликована в ФРГ, без ведома писателей. В СССР она впервые увидела свет в сокращённом виде в 1986-м в журнале «Изобретатель и рационализатор». А в 1989 году «Гадкие лебеди» вошли в состав другого произведения – «Хромой судьбы». Изначально Стругацкие планировали в качестве творения Банева поместить свой роман «Град обречённый».

Сейчас обе повести издаются вместе и отдельными произведениями.

«Хромая судьба» или «Гадкие лебеди»?

Прочитать «Хромую судьбу» меня подтолкнула подруга из литературного клуба. Я скачала электронную книгу, но недалеко продвинулась и перешла на аудио формат, из которого я и узнала, что под одной обложкой скрываются сразу два произведения.

На мой взгляд, они во многом перекликаются. Главные герои повестей – писатели. Каждый из них по-своему загнан в угол и вынужден сосуществовать с Системой и налаживать отношения с окружающими. В одном временном пласте перед читателем предстаёт заснеженная Москва, заметаемая метелями. В другом – бесконечный дождь, затапливающий город без названия и его окрестности.

Кадр из фильма «Гадкие лебеди» (2006). Фото из открытых источников
Кадр из фильма «Гадкие лебеди» (2006). Фото из открытых источников

В «Хромой судьбе» присутствует элемент мистики, но он явно не обозначен и авторы оставляют этот вопрос открытым. Читатель сам решает, что произошло – нечто сверхъестественное или простое стечение обстоятельств. А в «Гадких лебедях» на первый план выходит фантастическая составляющая. Которая тоже толком не объясняется (или я невнимательно слушала чтеца аудиокниги). И я так и не смогла для себя до конца определить, кем же были таинственные мокрецы.

Люблю такие произведения, которые оставляют после себя больше вопросов, чем ответов. И ты потом ещё несколько дней (а то и недель) ломаешь голову над сюжетом и анализируешь поступки героев.

В этом плане «Гадкие лебеди» мне понравились больше, чем «Хромая судьба». Да и сюжет встроенной повести был для меня интереснее, чем блуждания пожилого писателя по Москве.

Что касается структуры книги. Стругацкие использовали популярный приём «роман в романе». Как, например, поступил Булгаков в «Мастере и Маргарите». Вот только в отличие от Михаила Афанасьевича, который специально придумал Ершалаимские главы, Стругацкие взяли своё собственное, давно написанное произведение.

Вот, что об этом говорил Борис Стругацкий:

Мы взяли «Гадкие лебеди» в качестве содержимого Синей папки, потому что не знали, чем ещё эту папку заполнить, а заполнить её было необходимо – это мы чувствовали. Сначала мы хотели вставить туда первую и вторую главу «Града обречённого», но потом нам стало жалко рвать роман на куски, и мы решились насчёт «Лебедей». Этот роман, как нам казалось, полностью подходит по ситуации – его вполне мог бы написать именно Ф. Сорокин, и он (роман) превосходно пересекается с тем, что происходит в «Хромой судьбе».
(Источник: https://www.rusf.ru/abs/int_t23.htm)
Обложка первого отдельного издания кооператива «Орион» (1989). Фото из открытых источников
Обложка первого отдельного издания кооператива «Орион» (1989). Фото из открытых источников

Так что же выбрать? Можно, конечно, читать обе повести по отдельности. Но ведь авторы специально соединили их. Поэтому, на мой взгляд, лучше знакомиться с произведениями вместе, то есть читать «Хромую судьбу». Но в дальнейшем, если я захочу перечитать повесть, возьму «Гадких лебедей» отдельно.

А вы знакомы с этими произведениями? Какое вам понравилось больше? Поделитесь своим мнением в комментариях и обязательно расскажите о вашей любимой книге у Стругацких.

Если вам понравилась статья, поддержите мои труды лайком. Подписывайтесь на канал – впереди вас ждёт много интересного и полезного.

Приятного чтения!

Лека, блогер, который читает

Фэнтези
6588 интересуются