Прекращение поставок российских ресурсов в Европу привело к образованию энергетического дефицита, от которого в наибольшей степени пострадали ведущие промышленные державы континента – Германия и Франция.
Изначально прогнозировалось, что из-за подрыва Северного потока лидерство в объемах промышленного производства перейти от Германии ко Франции за счет высокой доли атомной генерации в ее энергобалансе и сравнительно малой зависимости от импорта голубого топлива.
Однако череда госпереворотов в странах Африки привела к приостановлению экспорта урана во Францию с территорий Мали, Нигера и Габона. Это вынудило французское правительство проинформировать население о том, что к 2025 году тарифы на электроэнергию во Франции вырастут на 76% от текущего значения.
По данным Bloomberg, между руководством Франции и Германии обострились разногласия, касающиеся энергетических взглядов. Обе страны стремятся получать электроэнергию дешевле, чем у соседа в целях получения бизнесом конкурентных преимуществ.
Германия, испытывающая недостаток голубого топлива для промышленных предприятий вынуждена сокращать объемы его потребления на коммунально-бытовые нужды посредством введения запрета на использование газового отопления начиная с 2024 года.
Франция пытается убедить Еврокомиссию приравнять атомную энергетику к зеленой, что позволит перенаправить значительную часть бюджетных средств на модернизацию и строительство новых АЭС вместо создания новых ветропарков и солнечных электростанций.
Президент Макрон также стремится получить разрешение в Брюсселе на продление сроков службы 56-ти французских атомных реакторов. Однако французские энергетические инициативы в Еврокомиссии блокируется немецкими чиновниками.
Вице-канцлер Германии Роберт Хабек настаивает на приватизации французской государственной энергетической компании EDF, являющей оператором французских АЭС.
По его словам, государственное участие в управлении объектами энергетики в ЕС недопустимо, поскольку это создает возможности для получения французскими предприятиями электроэнергии по заниженным и экономически необоснованным тарифам. О том, что госкомпания EDF продает французским предприятиям электроэнергию себе в убыток свидетельствует огромный долг EDF перед французским правительством в размере 65 млрд евро.
Более низкая цена на электроэнергию во Францию создает предпосылки для релокации немецкого бизнеса во Францию.
Роберт Хабек заявил, что если французское правительство не откажется от продажи электроэнергии французским предприятиям по заниженным ценам, то правительство Германии будет вынуждено предоставить из немецкого бюджета субсидии немецким компаниям на покупку электроэнергии.
Правда для того, что предоставить эти субсидии немецкому минфину придется сократить финансирование прочих статей бюджета.