Сельские жители отчаялись в надежде дождаться дорожного ремонта
Можно сколько угодно рассуждать о безынициативности граждан, желающих, чтобы жизнь становилась комфортной без их личного участия. Но всё же эти упреки справедливы в большей степени для жителей многоквартирных домов. Стоит только заехать в небольшую деревню, и становится очевидно, что здесь у людей нет никаких иных вариантов, кроме как своими силами добиваться если не полноценного благоустройства, то хотя бы минимальных удобств. И первое, с чего начинается любая деревня, — это дорога.
«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух...» — признавался в любви русской дороге Николай Гоголь. Размышления писателя о птице-тройке, летящей верстами по дороге, которая «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета» у многих деревенских жителей сегодня вызывают тоску. Потому что дороги в русских деревнях по сию пору остаются головной болью жителей и местных властей. И чего ещё не сказано об этой проблеме?
СПРАВКА. В Сергиево-Посадском городском округе насчитывается 232 деревни. Население их не отличается большой численностью. Согласно официальным данным, количество жителей в наших деревнях в среднем не достигает и пятидесяти человек, если не брать во внимание таких гигантов, как Березняки с рекордным количеством населения 2405 человек, а также Жучки (1484 чел.), Селково (1300 чел.) и Шабурново (1155 чел.). В 24 деревнях округа количество проживающих официально равно нулю! В остальных деревнях так или иначе числятся постоянно зарегистрированные граждане. Но официальные данные отношение к реальности имеют довольно слабое. В реальности же практически в каждой деревне постоянно проживают люди, зарегистрированные в городе.
В сельской местности жизнь начинает кипеть в апреле-мае и стихает к сентябрю-октябрю, когда детям пора возвращаться в школу, а дачники заканчивают сбор урожая. Горожане разъезжаются по квартирам, и оставшиеся жители деревни погружаются в заботы о предстоящей зиме. И здесь особенно актуально встаёт вопрос о состоянии деревенской дороги. Межсезонье для деревни с плохой дорогой — это стихийное бедствие. Благополучие сельчан полностью зависит от сельского тракта. Если в силу погодных условий дорога становится непроезжей, люди оказываются практически отрезанными от цивилизации. Хорошей иллюстрацией к этому тезису служит ситуация с дорогой от Селкова в сторону Ново, Барово и Боблово.
Последняя деревня — это конец грунтовой дороги, за которой начинается лес. Постоянно проживающих в Боблове — менее 20 человек. Но в летний период население увеличивается вдвое. При этом в распутицу единственный выезд из деревни превращается в подвижный бульон из глины, а зимой из-за особенностей рельефа некоторые участки полностью заметает. От снега её чистят по первому зову, но вот незадача: участок Боблово — в муниципальной собственности, все 1,5 км находятся на обслуживании ООО «Гарант-СП». А предыдущие 5 км до Селкова – региональные, и обслуживает их ГБУ «Мосавтодор». И если работа тракторов не совпадает по времени, выходит, что в сильные снегопады бобловцы могут перемещаться только внутри своей деревни, изолированные от «большой земли».
Разумеется, всё не так трагично: жители приспособились. К примеру, договариваются с трактористом частным образом. Или выстраиваются в очередь и дружно выезжают сразу вслед за трактором, пока не намело новых сугробов. Но зима — не самое сложное время, говорят бобловцы. Самый тревожный сезон начинается весной. Весной то, что считается дорогой, выглядит, как взорванная земля. Талые воды смывают огромные комья глины в овраг. По такой дороге не то что ездить — затруднительно даже пройти. А ведь когда-то здесь можно было проехать: дорогу здесь строили сами жители пополам с местной администрацией. Полотно было ровным, укреплено щебнем и плотно утрамбовано. Но с приходом муниципального подрядчика ситуация с качеством дорожного покрытия резко ухудшилась. Как утверждают жители, проблема обострилась с того момента, как по сельским дорогам начали ездить грейдеры. В первую же весну при профилировании дорог верхний твёрдый слой щебня был повсеместно срезан. Глиняная колея при этом, конечно же, выровнялась, но… до первого же сильного ливня. С той поры дорога в Боблово начала разрушаться. Кюветы пришли в полную негодность. Проезжая часть с каждым годом становится всё уже и уже. На сегодняшний день есть проблема с проездом машин экстренных служб. Дорога в Боблово требует срочного ремонта. Местные жители отчаялись ждать помощи. Свежим воздухом повеяло лишь недавно, когда появилась слабая надежда на планы следующего года — не так давно в деревню приезжал сотрудник дорожного хозяйства мерить дорогу и составлять смету на ремонт.
Очень похожая история звучит из уст жителей другой деревни — Царевское. Там так же дорогу когда-то построили своими силами при помощи местной администрации. Но пришло время, и на деревенскую дорогу приехал беспощадный грейдер муниципального подрядчика. Что было дальше, известно: срезанный щебень, глина, загубленные кюветы и изменённый рельеф дорожного полотна. Теперь по деревне тянется скользкая глиняная дорога в колдобинах и кочках. На легковой машине проехать некоторые участки по весне уже почти невозможно. Жители Царевского, кто смог, пересели на внедорожники.
Администрация округа прокомментировала ситуацию следующим образом: «В сельской местности дорогам необходим капитальный ремонт с подсыпкой песка и щебня. Для этого всегда требуется разработка проектно-сметной документации и прохождение Мособлэкспертизы. По этой причине вопрос с ремонтом грунтовых дорог в сельской местности очень сложен и затратен. Всё зависит от возможностей местного бюджета. Если в населённом пункте уже есть асфальтовая дорога, то вопрос с ремонтом покрытия решается путём голосования на портале «Добродел».
Светлана ВОЛОДИНА
Фото: Григорий ИЛЬЧЕНКО