Историк и культуролог Борис Якеменко пишет:
«Несколько мыслей по поводу будущего.
- От людей в целом какое-то время будут продолжать избавляться, но... Иллюзия по поводу цифры, которая всех заменит и всем облегчит жизнь еще поживет какое то время. Она аналогична иллюзии второй половины позапрошлого века, что техника спасёт всех и кардинально всем изменит жизнь. В итоге Вторая Мировая стала апофеозом «войны техник», так же как сегодняшняя война Запада против России это «война цифр». К сожалению, освобождение от химер сегодня идет только через войну – оплачивать облегчение жизни приходится ее усложнением и драматизацией. В течение прошлого века уже хоронили театр телевидением, книгу планшетом, цивилизацией варварство. Сейчас хоронят человека цифрой. В итоге и то и другое и третье не просто выжило – возрождается в новых формах. С человеком будут то же самое.
- Работа окончательно потеряет привычные формы, перестанет быть ремеслом, через которое человек узнает жизнь. Полностью смешается с досугом. Соответственно исчезнет понятие «место работы». Окончательно исчезнет ответственный социальный класс, то есть произойдет усиление разных форм государства, которое возьмет на себя прежде всего функции контроля, а не защиты.
- Технологических прорывов будет все меньше, так как непонятно, зачем они. <…>.
- В этих условиях главной задачей станет (уже становится) длить существование. <…>.
- Из-за ускорения времени будет все меньше крупных форм (многотомных романов, больших полотен в искусстве уже почти нет). Управление людьми будет происходит не только действиями, сколько едой, привычками, внешностью. <…>.
- Привычное государство сменит полигосударство - геополитический субъект, в рамках которого сможет существовать сразу несколько государственных строев, не привязанных к географическим границам. Каждый человек сможет выбирать, к какому из этих государств принадлежать. Возможно, возникнет альтернативная государственной система общежития людей с взаимной ответственностью.
- Будет усиливаться роль ретроимперий с ретроспективной программой, главный пафос которых будет заключаться в отмене прогресса, к призывам к консервативной революции».