История о древней Китайской медицине глубоко уходит мощными корнями в первобытность, базированную, как правило, на растениях, способных исцелять болезни и облегчить физическое и душевное негодование,. Несмотря на многовековую историю, медицинская наука в Китае семимильными шагами ушла в информационные технологии (ИТ) и искусственный интеллект (ИИ), оставив древние знания мудрецам и целителям, нежно назвав их «альтернативными».
Пласт тем Китайской медицины бесконечен, поэтому сегодня мы поговорим про развитие радиологии в Китае. Радиология в Китае достигла значительного прогресса с момента основания специальности и активно развивается по настоящее время, став передовым игроком на рынке медицинского оборудования и оказания медицинских услуг.
Первым радиологом в Китае был профессор Zhi-Guang Xie (C.K. Hsieh) из Пекинского университета. Он работал в отделении радиологии под руководством известного американского радиолога Paul. C. Hodges. Доктор Zhi-Guang Xie был первым Китайским врачом, который являлся членом Американского общества радиологии. Не менее известными радиологами в Китае являются профессора Du-Shan Rong и Zhao-Xuan Wang, окончившие Пекинский союзный медицинский колледж (PUMC) в 1929 и 1933 года соответственно. Им обоим принадлежало почетное членство Американского колледжа радиологии. Именно эти три знаменитых профессора являются основателями Китайской радиологической школы, известная сейчас на весь Мир. Ими были разработаны рентгенологические критерии оценки рака легкого, расчет площади поверхности сердца на рентгенограммах, диагностики опухолей печени и т.д. В 1978 году профессор Rong в качестве главного редактора выпустил знаменитый трехтомник по радиологии «Рентгеновская радиология», являющийся букварем врачей-радиологов того времени.
Говоря об основоположниках Китайской радиологии, хочется заострить внимание на оснащении и оказании радиологической помощи больным в Китае. Категорически нельзя сравнивать медицинское обеспечении и обслуживание сельского и городского населения, в первую очередь, по причине финансирования и экономических условий. Вполне логично понимать, что радиологическое оснащение городских районов больше, чем в сельских и бедных кварталах. В городской черте города практически все больницы оснащены новейшими компьютерными томографами, аппаратами МРТ, ПЭТ-КТ, ПЭТ-МРТ, экспертными ультразвуковыми аппаратами с режимами дипплерографии, эластографии и эхоконтрастирования. В настоящее время технический прогресс в Китайской Народной Республике неоспорим и занимает лидирующие позиции на рынке, в частности, производство рентгеновских и ультразвуковых аппаратов, некоторые из которых были экспортированы в страны Африки и Азии.
Главенствующее значение в медицине Китая придается образованию и подготовке молодых специалистов. Медицинское образование претерпело глобальные реформы и в наше время. В 2018 году в Китае насчитывалось 420 высших учебных заведений с медицинским образованием (исключая военные институты), в которых в 2018-2019 годах обучалось 286 219 студентов-медиков, 81 128 магистров и 14 044 доктора. Как и в любой развивающейся и развитой стране длительность обучения в медицинском университете достигает порядка «5+3» основного образования, затем 5 лет в качестве дополнения к основному.
Путь становления квалифицированного врача-радиолога в Китае – это длинный и тернистый путь со стремительным развитием, не прекращающийся ни на минуту. Выполняя сложнейшие диагностические манипуляции, интервенционные методы лечения, ангиографию и т.д. Китайское радиологическое общество придерживается мнения улучшить качество радиологической помощи больным, расширить спектр оснащения медицинским оборудованием больницы, а также осуществить постепенный переход от инвазивных к неинвазивным методикам, тем самым заботясь о здоровье пациентов.
Если вам понравилась история - не забудьте подписаться и поставить лайк.
Список литературы:
1. Wang, W. Medical education in china: progress in the past 70 years and a vision for the future. BMC Med Educ 21, 453 (2021). https://doi.org/10.1186/s12909-021-02875-6.
2. Du J, Li A, Tang X, Gao B, Li M, Zheng S, Zhang B, Xu J, Duan Z, Yang B, et al. Strategic Study on Medical Education and Personnel Training in China. Strategic Study of CAE. 2019;21:55–60.
3. Expert Group on the Development and Reform of Medical Education in the New Era. Expert consensus: Reform medical Education, towards healthy China 2030. Chinese Journal of Medical Education. 2020;40:401–4.
4. Zeng MS, Zhou KR, Zhang ZY, Peng WJ, Yang FH, Lin J, Yang J, Han XY. Current status of radiology in China. World J Gastroenterol, 2000;6(2): 193-197