Шесть месяцев назад в конце трехдневного визита в Москву китайский лидер Си Цзиньпин указал на меняющийся геополитический ландшафт.
-Давайте добиваться перемен вместе, - сказал Си Цзиньпин в знак поддержки своего "дорогого друга Владимира Путина" через несколько дней после того, как Международный уголовный суд выдал ордер на арест российского президента.
Вероятно, это был момент для учебников истории, поскольку мир все больше разделяется по идеологическим и геополитическим линиям разлома.
На прошлой неделе госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что усиливающаяся вражда Вашингтона с "авторитарными, ревизионистскими" державами во главе с Китаем и Россией ознаменовала конец мирового порядка, сложившегося после холодной войны. По мнению стратега Университета Цинхуа Янь Сюэтуна, возвышение Китая как "младшей сверхдержавы" приведет к биполярности, которая может "означать конец устойчивой многосторонности".
-В отличие от порядка, царившего во время холодной войны, биполярный американо-китайский порядок будет формироваться подвижными альянсами, ориентированными на конкретные проблемы, а не жесткими противостоящими блоками, разделенными по четким идеологическим линиям, - писал эксперт в журнале Foreign Affairs еще в 2019 году.
Он предупредил, что переходный период будет бурным, возможно, даже насильственным, поскольку подъем Китая ставит страну на путь столкновения с Соединенными Штатами из-за ряда перекрестных интересов. Действительно, в последние несколько месяцев наблюдался быстрый рост конкурирующих блоков идеологически ориентированных государств, а индо-тихоокеанская стратегия Америки значительно продвинулась в периферийный регион Китая.
Президент США Джо Байден в прошлом месяце добился прорыва в создании фактического военного союза с лидерами Японии и Южной Кореи на саммите в Кэмп-Дэвиде. С точки зрения Пекина, новое трехстороннее партнерство сопоставимо с другими региональными группировками, возглавляемыми Вашингтоном, такими как Aukus и Quad – все они представляют угрозу безопасности для Китая.
Тем временем Вашингтон пытался поддерживать открытые линии связи с Пекином "с позиции силы", как выразился Блинкен на прошлой неделе, чтобы избежать просчетов и конфликта. За последние месяцы в Пекине побывали четыре высокопоставленных чиновника США, включая Блинкена. Советник по национальной безопасности США Джейк Салливан и главный дипломат Китая Ван И также провели переговоры, которые обе стороны охарактеризовали как "откровенные, предметные и конструктивные".
И в еще одной попытке справиться с соперничеством и подготовить почву для возможной встречи Си и Байдена на саммите АТЭС в Сан-Франциско в ноябре, Блинкен встретился с зампредседателя КНР Хань Чжэном в Нью-Йорке. Подробности последних встреч не детализируются, и хотя возобновление обменов на высоком уровне является положительным признаком, нереалистично ожидать чего–либо существенного от расширения диалога - даже если Си действительно встретится с Байденом.
Мало что указывает на то, что Пекин или Вашингтон готовы пойти на серьезные уступки или изменить свой конфронтационный тон. Когда Блинкен посетил Пекин в июне, Ван И заявил, что США должны "подумать о себе" из-за своего неправильного восприятия Пекина. Когда месяц спустя они снова встретились в Джакарте, главный помощник Си по внешней политике повторил, что США "должны задуматься о первопричине серьезных трудностей" в двусторонних отношениях.
Тем временем идут разговоры о зарождающейся авторитарной оси. Путин, по-видимому, стремится встретиться с Си в Пекине в следующем месяце и принять участие в саммите инициативы "Один пояс и один путь". В то же время ходят слухи о возможном визите северокорейского лидера Ким Чен Ына в Китай, что создает возможность для первого трехстороннего саммита между Россией, Китаем и КНДР.
Китай до сих пор старался избегать такой трехсторонней коалиции со своими соседями, несмотря на растущую обеспокоенность по поводу альянсов США в Индо-Тихоокеанском регионе. Но если визит Ким Чен Ына подтвердится, это может стать началом революционного сдвига в региональной геополитике.
----------
Материал SMPC представлен в переводе Южного федерального.