Аюрведа - одна из древнейших традиционных наук в истории человечества, дошедшая до наших дней. Аюрведа с древнего индийского языка Санскрит переводится как "Знание Жизни" (Ayurveda - आयुर्वेद ).
Язык Санскрит с письменностью Деванагари (Devanagari - देवनागरी) - это древний литературный язык Индии. Аналогичная письменность для языка Хинди используется и в наше время.
Первые упоминания о знаниях в области медицины встречаются в древних индийских священных писаниях - Ведах.
Раздел писаний, повествующий об устройстве человеческого тела, не только физического, но так же энергетического, и о лечении различных заболеваний называется - Атхарваведа, и датируется приблизительно 1000 годом до нашей эры. Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании природных антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета. В этом разделе так же описывается повседневный быт древних индийцев, их домашние традиции и ритуалы, в отличие от других канонических разделов Вед, где в основном описана информация религиозного и культового характера.
К ним относятся: Ригведа, Яджурведа, Самаведа. В этих разделах повествуется о различных обрядах, жертвоприношениях, общении с Богами, истории и мантры.
Другое не менее значимое писание по Аюрведе называется Чарака-Самхита, оригинал датируетcя приблизительно 700 годом до нашей эры. В Чарака-Самхите знания медицинской науки разбиты по разным тематикам на 8 разделов. Так же до наших дней дошли и более поздние, но не менее значимые трактаты по Аюрведе - Сушрута-Самхита, Аштанга-Хридая и многие другие.
По легенде - считается, что знания об устройстве человеческого организма и об устройстве мира в целом, пришли к древним мудрецам Индии (Риши) от Богов как изначальные, ни кем не придуманные истины (своего рода изначальная инструкция от Создателя ко всему окружающему) около 7000 лет назад. Веками эти знания практиковались и передавались в устной форме, а поздее были записаны.
Благодаря тысячилетним традициям многие изначальные знания дошли до наших дней, а истинность и актуальность различных техник и рецептов были проверены и подтверждены опытом поколений. Традиция Вед сохраняется и в наше время.
Еще в 5-7 веках до нашей эры в Индии были основаны знаменитые школы Аюрведы в древених городах - Варанаси (штат Уттар-Прадеш) и Таксиле (территория современного Пакистана). В процессе изучения древнейших писаний исследователями и учениками были составлены многочисленные комментарии к изначальным оригиналам, благодаря этому у наших современников есть уникальная возможность изучать древние тексты в более доступной и понятной форме.
Знаменитые древние учителя Аюрведы имена которых мы знаем и сегодня это - Чарака, Сушрута, Вагбхата, Атри, Патанжали и многие другие. Именно они составили большинство дополнительных работ, комментирующих и поясняющих оригинальные Веды.
Древние индийские писания подразделяются на две части - Шрути, что переводится как "услышанные", и Смрити, что переводится как "запомненное". Изначальные древние Веды (Атхарваведа, Ригведа, Яджурведа и Самаведа) относятся к категории Шрути - то, что было изначально услышано древними мудрецами от Богов, все последующие комментаторские работы и другие более поздние писания в том числе и знаменитая Махабхарата и ее раздел Бхагават-гита принято относить к категории Смрити (запомненное), хотя эти писания почетаются в школах веданты в равной степени с изначальными ведами.
В индуистской традиции легендарным Прародителем и Богом-Покровителем Аюрведы считается Дханвантари (один из аватаров верховного божества Вишну) упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами.
Тысячи лет назад у людей не было таких развитых технологий которыми мы обладаем сегодня, но была природа, наблюдательность и такие же физические тела со своими наборами различных болезней. Если человек заболевал, его нужно было чем-то и как-то лечить. Люди исследовали разные методики, натуральные природные составы, растения, руководствуясь древними ведическими знаниями и личным практическим опытом. Таким образом постепенно приходили к выводу, что в природе есть лекартсва от всего, а все растения созданы природой не просто так, у каждого есть свое предназначение.
Но самое главное лекарство от всех болезней находится в нас самих. Это наша энергия жизни - прана. Это то, что позволяет нам дышать, двигаться, видеть, чувствовать, и в целом быть живыми.
В нашем физическом теле существуют и другие виды энергий. Они проявляются вследствие различных комбинаций основных природных элементов - воздуха, воды, огня, и энергии земли (как энергии планеты на которой мы живем, энергии нашего дома).
В базовой концепции Аюрведы комбинации пяти основных элементов (вода, земля, огонь, воздух, эфир или прана) составляют три основных различных энергии человеческого организма. На санскрите они называются Доши. Это - Вата-доша (воздух + эфир), Питта-доша (огонь + вода), Капха-доша (вода + земля). Так как огонь и земля не могут в чистом виде присутствовать в организме человека, а эфиру как нематериальной субстанции нужна удерживающая материя (воздух) в которой он сможет проявлять свои качества, эти основные природные элементы представлены в нашем физическом теле в комбинациях.
Таким образом качества энергии Вата соответствуют качествам воздуха, эта энергия отвечает за все процессы движения в организме. Качества энергии Питта соответствуют качествам огня, и отвечают за такое явление как поднятие температуры тела, и другие трансформирующие процессы. Качества энергии Капха соответствуют энергии воды, и отвечает за все удерживающие процессы. Благодаря энергии Капхи наше физическое тело представляет собой единую структуру и не рассыпается на части. И конечно же, энергия Прана которая вдыхает жизнь в этот механизм. У каждого человека все эти энергии представлены в организме, но у каждого проявляются в разной степени. Обычно одна энергия (доша) преобладает над другими, но бывают и двойные, смешанные типы.
Человеческое тело и психика обычно отражают качества преобладающей доши. Как правило в течение жизни преобладающая доша не меняется, но бывают случаи сильного дисбаланса дош вследствие болезней или других факторов.
Основные задачи Аюрведы - это сперва выяснить изначальную индивидуально преобладающую дошу в теле человека, заложенную природой от рождения, по средствам опросов о вкусах, предпочтениях, событиях из детства, о функциональных особенностях тела, и так же по средствам наблюдения за внешним видом, комплекцией и другими индивидуальными особенностями. Затем проверить уровень и локализацию дисбаланса дош, и с помощью различных методик, практик и применения натуральных природных травяных составов, которые подбираются индивидуально для каждого типа энергии, вернуть доши в теле человека в естественное для них сбалансированное состояние.
В Аюрведе причина проявления любых болезней в нашем организме - это дисбаланс внутренних энергий. А причина дисбаланса внутренних энергий обычно кроется в дисбалансе наших собственных внутренних мыслей, и в их внешних проявлениях в качестве наших поступков. Наше физическое тело - это прямое отражение наших внутренних составляющих: мыслей, желаний, намерений, нашего отношения к себе, к другим людям, к окружающему миру и к поступающей информации. Наше тело - это так же и отражения той пищи, которой мы питаемся, той среды в которой мы живем и той деятельности, которой мы занимаемся.
В древних текстах четко прописаны не только причинно-следственные связи разных заболеваний, но так же подробное руководство к лечению болезней, и профилактике против других различных посторонних деструктивных воздействий. В методиках лечения Аюрведа основывается на концепции трех дош (трех различных энергий) и рассматривает индивидуальный подход к каждому типу человеческого организма.
Таким образом, это знание, как достоверный рабочий инструмент для поддержания здоровья человека утверждалось в культуре и истории Индии тысячелетиями. Золотой век Аюрведы пришелся на период расцвета буддизма (327 г. до нашей эры — 750 г. нашей эры). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела, различая 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (Вата, Питта, Капха).
Вместе с буддизмом, Аюрведа распространялась на север на территории Тибета. В 7 веке личным врачом правителя Тибета Сонгцена Гампо стал один из представителей школы Бхарадваджи (Бхарадваджи - один из семи мудрецов-риши получивших от Богов изначальное Знание). Трактат «Аштанга Хридая самхита», написанный в 6 веке до нашей эры, лёг в основу трактата по тибетской медицине "Чжуд Ши". В период расцвета Аббасидского халифата в Багдаде работало много врачей из Индии, некоторые из которых пользовались влиянием при дворе халифа. Математические, медицинские, в том числе фармакологические и аюрведические тексты (среди них Сушрута-Самхита) переводились на арабский язык в Багдаде в конце первого тысячелетия нашей эры. Вероятно, что арабским переводом трактата «Аштанкар» пользовался персидский философ и врач Ибн-Сина при написании «Канона врачебной науки». В 16-19 веках европейские путешественники привозили из Индии целебные травы, различные чаи и специи вместе с некоторыми аюрведическими знаниями об их использовании. Тексты Ибн-Сины и других авторов изучались европейскими алхимиками, труды которых оказали существенное влияние на формирование классической западной медицины и химии в целом.
В наши дни Аюрведа - это традиционная медицинская наука Индии, которая известна и популярна по всему миру. Различные школы и обучающие курсы можно найти во многих странах, однако наибольшее количество школ и институтов Аюрведы находятся на ее родине - в Индии.
Есть множество различных программ обучения от двухнедельных базовых курсов до нескольких лет обучения в государственных университетах с последующим получением официальных дипломов или сертификатов по аюрведической медицине. В современной Индии "столицей" Аюрведы считается южно-индийский штат Керала. Здесь сосредоточено наибольшее количество школ и институтов, преподающих ученикам древнюю науку. Обучение могут пройти не только индийцы, но и иностранцы, школы и институты предлагают различные программы также и для гостей этой волшебной страны, интересующихся наукой Знания Жизни. Различные заведения - школы, курсы, ашрамы, институты Аюрведы можно найти и в других частях Индии, практически в каждом штате есть свои центры.
Индия - большая страна, с различными природными зонами и климатическими условиями. В каждом географическом регионе не только Индии но и других стран есть свои особые целебные растения, характерные для климатических условий именно этой местности. В связи с этим некоторые аюрведические рецепты разных регионов могут немного отличаться по составу, однако основная концепция, постороенная на знании о трех дошах сохраняется и практикуется во всех школах как базовая.
Несмотря на то, что современная классическая медицина относится к Аюрведе скептически, как и ко многим древним наукам, в Индии на ряду с государственными университетами и госпиталями, работающими по принципам классической (западной) медицины есть так же и большое количество государственных аюрведических институтов, госпиталей и пансионатов. Таким образом правительство Индии с уважением относится к древней традиции, способствует ее сохранению и предоставляет обществу самостоятельный выбор каким медицинским учреждениям доверять свое здоровье.
Аюрведические писания, как источник достоверных медицинских знаний в первую очередь о здоровье и природе человека, проверены тысячелетним опытом. Нет необходимости подвергать их иносказаниям, или вносить какие-то радикальные корректировки в текст, которые могут изменить изначальный смысл. Даже если в истории многовековой традиции встречались личности или целые группировки людей, которые могли бы иметь намерение трансформировать саму суть древних писаний, с целью получения личной выгоды или по другим возможным причинам, то истинный смысл писаний был бы утрачен, а знание потеряло бы свою силу, так как вероятно, могло бы перестать работать как основная изначально достоверная инструкция и ключ к здоровью человека, не только физическому, но и духовному.
Тысячи лет назад, в те времена, когда Аюрведа как система знаний только начинала зарождаться, мир был немного другим. Скорее в плане отношения и восприятия окружающего мира человеком. Сознание людей было более открытым (восприимчивым), воздух более чистым, продукты питания более натуральными. Не было такого количества техногенных факторов, загрязняющих не только атмосферу и почву планеты, но и ее энерго-информационное поле. Люди жили в тесном контакте и в гармонии с природой, лучше чувствовали свое тело, внутренние и внешние энергетические потоки. Возможно даже многие обладали такими способностями, которые в наше время считаются магическими или выдуманными. На самом же деле, предрасположенность к таким необычным видам восприятия реальности как экстрансенсорика или телепатические способности, заложены природой изначально в каждом человеке. Среди различных практик предлагаемых Аюрведой, большинство помогают раскрытию этого потенциала "волшебных" способностей, при правильном и систематическом выполнении индивидуальных рекомендаций основанных на этом знании.
Современная наука указывает возраст Человка Разумного (Homo Sapiens) - около 200 000 лет. Приблизительный возраст изначальных ведических знаний, по легенде полученных древними мудрецами от Богов - около 7000 лет. Для радикального эволюционного изменения это слишком небольшой промежуток времени, следовательно, основные составляющие тела современного человека не претерпели сильных трансформаций со времен составления первых ведических трактатов с изначальной инструкцией. Возможно, эти знания пришли к людям в тот период, когда это было необходимо, и когда были люди, способные к более многогранному восприятию мира и к передаче такой всеобъемлющей информации.
Итак, если за прошедшие 7000 лет наши физические тела не претерпели сильных изменений в своей изначальной природной основе, значит физиологически мы не сильно отличаемся от древних мудрецов (риши), которые составили первые трактаты по Аюрведе, а значит все аюрведические рецепты и инструкции, основанные в первую очередь на природных компонентах, должны работать и для современного человека, независимо от расовых генетических различий и семейной наследственности. Тем более древние авторы изначальных писаний наверняка знали, что они делают, и насколько глобальная и важная миссия перед лицом будущих поколений лежит на их плечах. Если бы это знание было не достоверным, оно просто не сохранилось бы, утратив свою актуальность, и не дошло бы до наших дней в своем первозданном виде. Да и никто бы не стал называть сборники с сомнительной информацией "Знанием Жизни".
Аюрведа это наука, которая основывается на знании изначальной природы человека. Это всеобъемлющая наука, которая включает в себя знания из различных направлений не только в сфере медицины (в современном ее понимании), но и в таких сферах как астрономия, геология, ботаника, химия, физика, нейро-биология и другие. Ведь человек - это неотъемлемая часть природы, а в природе абсолютно все составляющие аспекты взаимосвязаны.
Чарака-Самхита (один из основных древних учебников по Аюрведе) делит медицинскую базу знаний на 8 разделов:
1. Сутрастхана. Раздел содержит общие определения, описание обязанностей врача, классификацию вкусов, дош; качества, полезные свойства, рекомендации по употреблению продуктов (злаков, бобовых, молочных продуктов, мяса, овощей, фруктов, алкогольных напитков) и др.
2. Ниданастхана. Описывает симптомы 8 главных болезней.
3. Виманастхана. Содержит сведения о патологии и медицинском исследовании.
4. Шарирастхана. Содержит данные по эмбриологии и анатомии человека.
5. Индриястхана. Посвящена постановке диагноза и прогнозам.
6. Чикитсастхана. Рассказывает о лечении отдельных болезней.
7. Кальпастхана. Общая терапия, свойства различных лекарственных средств.
8. Сиддхистхана. Общая терапия и описание лекарств.
Таким образом изучив все эти области древнего медицинского знания, или хотя бы прикоснувшись к ним виде изучения краткой информации основных положений Аюрведы, каждый из нас может открыть для себя уникальную инструкцию о том, как направить свою индивидуальную внутреннюю жизненную энергию в правильное русло, гармонизировать свое психическое состоянии и физическое здоровье, используя эти знания на практике.
Аюрведа никогда не являлась наукой, злоупотребляющей различными спекуляциями или попытками манипуляции сознанием людей. Аюрведа никогда не навязывала свою точку зрения, не нуждалась в усиленной рекламе или маркетинговых кампаниях. Аюрведа - это изначальное знание, которое просто есть и оно - истинно.
Аюрведа предлагает каждому из нас просто познакомиться с ней, попробовать, поэкспериментировать с этими знаниями на практике, понаблюдать за индивидуальными изменениями и трансформациями, которые начнут происходить с нашим телом и сознанием в процессе изучения и применения этих знаний, и сделать выбор для себя - какой жизнью мы хотим жить.
Будет ли это жизнь полная страхов, сомнений и непонимания причинно-следственных связей возникновения болезней, или это будет полноценная жизнь в гармонии с природой, с нашим внутренним изначальным источником здоровья и с окружающим нас миром.
Выбор за Вами.
Мы приглашаем Вас присоединиться к нашему исследовательскому проекту Твоя Наука о Жизни, чтобы вместе изучать и познавать на практике всю мудрость древней науки Аюрведа - науки Знания Жизни, и других систем знаний о Предназначении Человека.
#Аюрведа #Индия #медицина #традиционнаямедицина #наука #здоровье #история #природа #органика #знания #древниезнания #веды