Найти в Дзене
СНЕГИРЬ

Истории любимых песен: "Вдоль по Питерской" и "Коробушка"

Оглавление

Продолжаем цикл про самые знаменитые русские песни - каков контекст их появления? О чем в них поется и почему они так полюбились людям?

«Вдоль по Питерской»

Песня создана Федором Ивановичем Шаляпиным путем комбинации трех народных песен: ямщицкая „Вдоль по Питерской“, плясовая „Во пиру я была“ и „Кумушка“. Таким путем удалось добиться интересного контраста перехода одной музыкальной темы в другую.

Борис Кустодиев, Портрет Ф. И. Шаляпина, 1922 г.
Борис Кустодиев, Портрет Ф. И. Шаляпина, 1922 г.

Все три песни были известны в разных вариантах записи с XIX века. Ямщицкая песня „Вдоль по Питерской“ (вступительная часть новой шаляпинской композиции), впервые была записана в 1879 году в сборнике Мельгунова „Русские песни, с голоса народа записанные“ — она является поздней городской переработкой деревенской народной песни, которая начиналась словами:

Не сиди, девушка, поздно вечером,
Ты не жги, не жги восковой свечи,
Восковой свечи, воску ярова,
Ты не жди, не жди дорога гостя,
Дорога гостя, дружка милова!

Теперь к названиям улиц: москвичи нередко именовали Тверскую-Ямскую (ул. Горького — в советское время) „питерской“, так как именно эта улица вела в северную столицу. Площадь Тверской заставы, в свою очередь, служила началом маршрута, первой отправной точкой тракта, где ямщики брали пассажиров.

Тверская-Ямская, Москва дореволюционная
Тверская-Ямская, Москва дореволюционная

С другой стороны, Тверская-Ямская была и одной из центральных оживленных московских улиц, то есть пройтись „вдоль“ нее — равнозначно тому, чтобы „выйти в свет“, „показать себя“. Сам оборот „вдоль по Питерской“ впоследствии превратился в устойчивый фразеологизм со значением „на виду у всех“. Именно здесь в XVIII веке возвели здание в котором располагался знаменитый „Елисеевский“ гастроном. Также именно эту улицу первой в Москве асфальтировали.

Таким образом лучше становится понятен смысл и настроение песни — в ней и удаль, и желание покрасоваться, и поездка с ветерком, и, возможно, начало и предвкушение длинной дороги.

«Коробушка»

Песня также известна под названиями „Коробейники“ и „Ой, полным-полна коробушка“. Слова песни почти полностью повторяют вступительное стихотворение поэмы Николая Некрасова „Коробейники“ (1861 г.) Так что желающие узнать дальнейшую судьбу „желанной Катерины“ и соблазнившего ее коробейника могут узнать их историю в деталях.

Лубок "Коробейник и Катеринушка"
Лубок "Коробейник и Катеринушка"

Вкратце происходит следующее — коробейник обещался к Покрову дню вернуться и повести девушку в церковь, но и не думал исполнять обещанное:

Так постой же! Нерушимое
Обещаньице даю:
У отца дитя любимое!
Ты попомни речь мою:

Опорожнится коробушка,
На Покров домой приду
И тебя, душа-зазнобушка,
В божью церковь поведу!»

Вплоть до вечера дождливого
Молодец бежит бегом
И товарища ворчливого
Нагоняет под селом.

Старый Тихоныч ругается:
«Я уж думал, ты пропал!»
Ванька только ухмыляется —
Я-де ситцы продавал!
Лубок "Коробейник и Катеринушка"
Лубок "Коробейник и Катеринушка"

Описывается как коробейники ходят по разным селам и городам, причем повсюду ведут себя довольно неприглядно — хитрят, обманывают людей, подсмеиваются над простым народом, сеют раздоры, не считаясь ни с чем — лишь бы набить суму. В конце, распродав все товары и возвращаясь домой с порядочным барышом, они в глухом лесу встречают возмездие в лице другого вооруженного охотника за удачей. Так что главной мыслью данного произведения может быть «на всякого хитреца довольно простоты» — или же, каждый получает по заслугам.

Лубок "Коробейник и Катеринушка"
Лубок "Коробейник и Катеринушка"

Впрочем, в самой песне всей этой последующей истории с ее моралью нет, поэтому она вполне могла полюбиться совершенно по другим причинам.

Существовало несколько разных музыкальных аранжировок, самая популярная — это обработка Якова Пригожего на мотив венгерского танца чардаш. Веселая озорная мелодия снижает драматизм стихотворения и поворачивает акценты несколько по-другому. Стоит вспомнить о том, что в XVIII веке девушка-крестьянка далеко не всегда могла прожить жизнь с тем, кого действительно выбрало ее сердце. В таком контексте песня получается своеобразным жизнеутверждающим гимном, воспевающим красоту и пронзительность момента. Независимо от того кто мы, в какие тяжелые условия мы поставлены жизнью и что ждет нас впереди в глобальном смысле — мы все можем поймать свои искры счастья и сохранить их в памяти навечно как сверкающие сокровища, которые всегда будут с нами.

Константин Васильев, Жница
Константин Васильев, Жница

Нам представляется, что песня именно об этом — о том как молодая красивая девушка, одаренная и украшенная алыми лентами, идет на свидание с милым, чувствуя себя любимой, желанной и нет на свете никого кроме двоих влюбленных и бескрайнего звездного неба над бескрайним полем ржи.

****************

Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":

Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями

О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?

Самые древние гербы русских городов - почему они именно такие и что они означают?

Культура гуслей на Руси - интересные факты, которые вы могли не знать о самом главном музыкальном инструменте прошлого

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе выхода новых материалов!

Дзен

VK

Telegram

You tube

Сайт журнала "СНЕГИРЬ"