Black Sabbath резво начали свою "альбомную историю". Уже своим первым одноименным альбомом они сразу обратили на себя внимание и публики и критиков. В Англии он дошел аж до 8 места, что само по себе является успехом. Для меня так этот альбом вообще стоит в первой "пятерке" лучших дебютных альбомов в рок-музыке всех времен. За ним последовал еще более успешный Paranoid, который добрался дло певрого места в британских чартах всего лишь через месяц после его выхода. Да и в Штатах 12 место в чартах тоже можно считать значительным успехом. И вот еще через 8 месяцев они выпускают Master Of Reality, их третий альбом, который безусловно считается непререкаемым шедевром Black Sabbath. Об истории этого альбома и пойдет речь в этой статье.
Как Black Sabbath подняли хард-рок на еще более тяжелый уровень на своем бессмертном третьем альбоме Master Of Reality. Тогда еще не было хэви-метал, поэтому все группы, аналогичные Саббат, подпадали под хард-рок. Да и хард-рок тоже вроде еще не закрепился в названиях рок-жанров.
Это была середина 1971-го года, и Black Sabbath стали уже пуленепробиваемыми для критики и обросли поклонниками. В течение своего первого "свирепого года" 1970, группа в составе Оззи Осборна, Тони Айомми, Гизера Батлера и Билла Уорда нанесла сокрушительный удар по мировому порядку рока, создав особый жанр хард-рока , который позже назовут хэви-метал, с брутальным двойным ударом альбомами Black Sabbath и Paranoid, выставив богов 60-х годов безволосыми ничтожествами, а также отклоняя колкости ошеломленной музыкальной прессы и обвинения в сатанизме, как арбалетчики против бронетранспортера.
“Несмотря ни на что, мы доказали, что являемся жизнеспособной группой, к большому неудовольствию наших критиков”, - размышляет басист Гизер Батлер полвека спустя. “Мы были полны уверенности в наших первых двух альбомах [которые в конечном итоге стали золотыми и платиновыми], билеты на наши туры были распроданы повсюду, так что мы знали, что наш инстинкт победителей не обманул нас в отношении нашей музыки. Казалось, что мы были неудержимым джаггернаутом”.
(из индийской мифологии - Джаггернаут — термин, который используется для описания проявления слепой непреклонной силы. Поисходит от санкритского - Джаганатха).
В феврале 71-го кардинальные перемены стали очевидны, когда группа и давний продюсер Роджер Бейн приехали в Ноттинг-Хилл на Island Studios для записи третьего альбома Master Of Reality. Будучи ничем не примечательными провинциальными длинноволосыми музыкантами, которые толком не могли ни петь ни играть, первые две пластинки Sabbath были выпущены в спешном порядке. Финансовый успех был налицо. И их "кассиры" на лейбле Vertigo постукивали по наручным часам, показывая, что, мол время - деньги, или как в известном фильме "цигель-цигель, ай-лю-лю". С момента выпуска второго альбома до начаала работы над третьим прошло чуть более 4 месяцев. Теперь, в качестве бонуса, карт-бланш группы простирался от неограниченного студийного времени до 24-трековых технологий, приглашая их протестировать границы дозволенного.
“Мы были удивлены, увидев, к чему приведет наше сочинительство”, - вспоминает Гизер. “Это было настоящее приключение само по себе. Мы хотели, чтобы более тяжелые песни были тяжелее того, что мы делали раньше. Master Of Reality утвердил группу как поставщика самой тяжелой музыки в мире на тот момент и мы как бы сказали: ”Давай, добей этот мир"."
Они считали, что "визжащая детвора" испортила их сингл Paranoid 1970 года, и они даже отказывались его играть на концертах. Публика сходила с ума. Black Sabbath зареклись писать что-либо подобное, особенно с провокационным текстом. И во время этой творческой фазы Саббат переключились на создание мрачных тягучих гимнов, в которых стадионные примочки сочетались с тяжелыми, мрачными текстами.
“Песни Sabbath были посвященны мрачной реальности жизни”, - объясняет басист. “Мы выросли после Второй мировой войны, и в Астоне, откуда мы были родом, все еще стояли разбомбленные здания и с нами рядом жили соседи, получившие боевые ранения. Во времена "Мастера реальности" бушевал Вьетнам, холодная война была в самом разгаре, проблемы в Северной Ирландии были совсем рядом. Еще некоторые музыканты пели об изнанке жизни, но у нас хватило мужества довести тему до конца. До "тяжелого" конца, в прямом смсыле”.
В то время как была записана After Forever было понятно, что автор стихов Гизер исследует официальную религию с откровенностью, на которую не осмеливался ни один предыдущий автор рок-текстов ("Хотели бы вы увидеть Папу Римского на конце веревки?").
Думал ли ты когда-нибудь о своей душе?
Можно ли её спасти?
Или, может, ты считаешь, что когда ты умрёшь,
То просто будешь лежать в могиле?
Бог — это просто мысль в твоей голове,
Или же он часть тебя?
А Христос — это лишь имя, что ты прочитал в книге,
Ещё будучи школьником?
Eще одним социально заряженным фаворитом фанатов стала Children Of The Grave. С воплем Оззи Осборна, выражающим страхи поколения, обреченного на деревянный ящик ("Должен ли мир жить в тени атомного страха? / Смогут ли они выиграть битву за мир или они исчезнут?"), зловещий удар песни был нанесен ключевым ходом Тони Айомми, который понизил настройку своего Gibson SG на три полутона, до C#.
Революция у них на уме, дети начинают своё движение
Против мира, в котором они вынуждены жить,
И всей той ненависти, что скопилась в их сердцах.
Они устали от того, что ими помыкают и говорят, что делать,
Они будут бороться с этим миром, пока не победят,
И любовь заполонит собой всё, да!
Практически это было сделано для того, чтобы облегчить боль от трения пальцами, которые были повреждены в результате несчастного случая на производстве до того, как Sabbath появился. Но благодаря тому, что Гизер сыграл на басу, определяющим побочным эффектом стало усиление глубокого звучания группы для риффа, который скакал галопом, как всадники апокалипсиса.
“Мне нравится ритм Children Of The Grave”, - отмечает Гизер. “В то время это было уникально - угрожающая, марширующая атмосфера. Нисходящая настройка определенно привела к появлению дум-метала и тяжести в целом. Слишком много групп, чтобы их упоминать, говорили мне, что они черпали вдохновение из этой песни”.
Записанный на том же самом уровне, "Lord Of This World" был настоящей рок-песней, в то время как телепатический протосладкий грув Into The Void противоречил задачам "загнать джинна в бутылку", барабанщик Билл Уорд изо всех сил пытался справиться с меняющимися временными характеристиками, а Тони писал в своих мемуарах, что Оззи споткнулся о потоки искаженной поэзии.
“Ему пришлось петь очень быстро: "Ракетные двигатели сжигают топливо так быстро / они взмывают в ночное небо", быстрые слова вроде этого. И у него никак не получалось. Гизер записал эти слова за него. Видеть, как он пытается это делать, было забавно”.
Into the Void достойно завершает альбом. Она до сих пор входит в любую концертную программу Саббат.
Но тяжеловесность была не единственной валютой на Master Of Reality. "Orchids", открывающаяся, как выступление менестрелей на средневековом банкете (только без слов), представляла собой задумчивое акустическое изложение, длившееся всего 90 секунд.
Еще короче, Embryo был эскизом миниатюры с восточным звучанием, который не мог не привести в восторг руководителей лейбла. Больше содержательности придала медленная "Solitude", где гипнотический цикл "Tony's lick" вальсировал с навязчивой флейтой, а Оззи пел с грацией, которая противоречила его репутации древнескандинавского воина.
“Мягкие треки заставляют тяжелые треки звучать еще тяжелее”, - рассуждает Гизер. “К тому же, если ты под кайфом во время прослушивания или под действием кислоты, ситуация может стать напряженной, так что приятно успокоиться перед будущим натиском. Сейчас, когда я слышу Solitude, в нем чувствуется что-то вроде угрюмого блюза, особенно когда Тони играет на флейте. Она также показывает, насколько хорош более мелодичный вокал Оззи”.
Гизер вспоминает, что “мы никогда не были в нормальном состоянии во время записи песен – прослушивание записанного материала было тем моментом, когда мы вообще ничего не понимали”. В то время в коридорах студии Island царил дух Саббат - его можно было "унюхать" за версту. Это был стиль жизни группы, подытоженный отрывистым кашлем, открывающим громоподобный гимн Sweet Leaf.
“Это мой кашель”, - вспомнил Тони. “Оззи скрутил большой косяк… Я сделал пару затяжек и чуть не подавился. Но запись уже была включена, и это стало идеальным началом для Sweet Leaf и даже всего альбома”.
“Раньше мы выкуривали килограммы этого дерьма, парень”, - сказал Оззи в интервью High Times. ’ Раньше мы покупали его целыми мешками. Да, мы были плохими парнями в то время, хреновыми. Просыпаешься утром, начинаешь день с косяка, и ложишься с ним спать...”
Наконец, в июле 1971 года Sabbath вышли из того пьянящего состояния дурмана и амбиций с третьим альбомом, который изменил их траекторию успеха. На самом деле Master Of Reality был не таким уж большим: всего шесть "правильных" песен и две дописки и 34-минутная продолжительность. Это не удовлетворило рок-прессу, и Лестер Бэнгс из Rolling Stone, этот enfant terrible рок-критики, язвительно отозвался о “тягучих, почти аритмичных завесах звука из стальной ваты”. Гизер пожимает плечами:
“Перед выходом "Black Sabbath" я увидел рецензию Rolling Stone на первый альбом Zeppelin, который мне понравился, а они его разгромили. Я понял, какими отстраненными и никчемными могут быть критики. Поэтому, когда они разгромили и наш Sabbath впридачу, это было похоже на знак почета”.
Однако для простых поклонников рока потрясающее воздействие Master Of Reality распространилось на века, достигнув 5-го места в Великобритании и 8-го места в США. Было продано два миллиона альбомов и он до сих пор привлекает внимание очередного поколения рок-музыкантов. И в то время как музыка Саббат заставляла их коллег соревноваться, группа продолжала поднимать качественную планку. В предыдущих турах по США у группы были женщины легкого поведения, увеличенные хирургическим путем (“Мой первый опыт с силиконовыми сиськами”, - вспоминал Оззи), и снежные горы кокаина звездного качества (“У нас был парень, который путешествовал с чемоданом, набитым килограммами этого дерьма”). Теперь же, летом 71-го, эпический тур по США поднял ставки, группа поднялась на борт частного самолета, где, по словам Рика Уэйкмана из группы поддержки Yes, “вы буквально не могли пошевелиться из-за количества выпивки”.
“Это было похоже на то, как будто четырех детей выпустили на свободу в магазин Toys R Us”, - вспоминает Гизер о последовавшей за выпуском альбома вакханалии. “Как и следовало ожидать от четырех парней в возрасте чуть за 20, мы немного взбесились. Выпивка, женщины, наркотики, хорошие отели, частные самолеты – все это оплачивалось тем, что нам нравилось делать. Но, как и во всем остальном, у слишком большого количества хорошего есть и обратная сторона.”
Выпущенный в студии альбом Master Of Reality обнажил мелкие трещины, которые в конечном итоге разрушат классический состав. Билл упомянул о том, что у группы начались “взлеты, падения, все, что вы хотите”, и он рассказал о том моменте, когда те триумфальные дни испортились.
“Я помню, как после "Мастера реальности" Гизер впервые поднял вопрос о том, насколько все вышло из-под контроля. Он начал говорить, что начинает уставать от записей и тупых гастролей...”
“Секрет был в умеренности”, - говорит Гизер. “Как только это становится зависимостью, сияние побед постепенно угасает, и вы начинаете сомневаться в полном смысле всего происходящего. При таком изнурительном графике мы принимали все больше и больше веществ, чтобы поддерживать себя в форме, вместо того чтобы делать перерывы на передышку. В конце концов, мы измотали себя, и временами мечты становились кошмарными”.
Ни одна группа не смогла бы поддерживать такие аппетиты долгое время. Примечательно, что горячая полоса Sabbath продолжалась до выхода в 1973 году альбома Sabbath Bloody Sabbath (“После этого все пошло под откос”, - говорит Оззи). Но полвека спустя Master Of Reality знаменует собой последний раз, когда отцы-основатели metal действовали как единое целое.
“Master Of Reality - это то, где мы нашли себя”, - сказал Билл музыкальному журналисту Hammer Малкольму Доуму. “Я знаю, люди считают, что Sabbath изобрели хэви–метал с нашим дебютным альбомом - и в какой-то степени это правда. Но я верю, что именно с Master Of Reality мы показали потенциал и силу нашей музыки”.
===========
Для меня этот альбом до сих один их самых лучших с того момента, когда я его услышал вперые. Я никак не могу решить какой из первых трех альбомов группы лучший. Но у меня есть точное определение (и я придерживаюсь слов Оззи), что после этого альбома группа покатилась под откос не только в личных отношениях, но и в качестве записанной музыки. Знаю, что среди лучших альбомов группы с Оззи многие называют Bloody Sabbath и Sabotage и даже Technical Ecstasy, но для меня начало Саббат - это и есть лучшие годы, никому не навязываю своего мнения.
И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.