Найти тему

Первая центральная спасательная станция

Первая центральная спасательная станция

Итак, вернемся на Дон в Россию. Изучив все за и против, выслушав доклады многочисленных комиссий, отчеты командировочных за рубеж для изучения опыта, учитывая мнение Ученого Совета Горного Департамента, горнопромышленники и представители горных управлений Юга и Юго-Востока России от разговоров и дискуссий перешли к конкретным действиям по организации спасательного дела на юге России.

На 31-ом Съезде горнопромышленников юга России, состоявшемся осенью 1906 года было принято Постановление: «Открыть и обустроить спасательную станцию в месте, выбранном по решению Совета Съезда». В течение следующего года началось воплощение этого решения в жизнь. Вопрос курировал заместитель председателя Совета Съезда горный инженер Фенин Александр Иванович, возглавив специально созданную Комиссию.

Расположение первой спасательной станции на фрагменте карты Сталинского округа 1926 года
Расположение первой спасательной станции на фрагменте карты Сталинского округа 1926 года

Совет Съезда принял предложение Русско-Донецкого общества устроить спасательную станцию на их руднике. На устройство станции из бюджета Совета первоначально было запланировано выделить средства в объеме 50000 рублей. Обществом был отведен земельный участок и освободившиеся здания главной конторы и также другие сооружения, недавно закрытой шахты «Старая Капитальная» в одной версте от поселка Дмитриевский Макеевкой волости Таганрогского округа Области войска Донского. Это и была первая районная (центральная) спасательная станция на Дону в административных дореволюционных границах. В настоящее время это территория МакНИИ города Макеевка.

Поселок Дмитриевский Таганрогский округ ОВД, рубеж 1910 года.
Поселок Дмитриевский Таганрогский округ ОВД, рубеж 1910 года.

В начале 1907 года принял предложение Совета Съезда и был назначен заведующий спасательной станцией горный инженер титулярный советник Федорович Иосиф Иосифович. Относительно молодой человек (чуть больше 30 лет), после окончания столичного Горного института около 6 лет состоял на службе в различных должностях в Донбассе. Почему выбор пал на него, сейчас сказать сложно. Судя по его дальнейшей профессиональной карьере, был он человеком незаурядным, талантливым управленцем и все новое его увлекало. Можно предположить, что сыграло свою роль и «студенческое братство». При изучении Скочинским проявлений гремучего газа на Донбассе, Федорович ему активно помогал. Одногруппником по институту был и управляющий, на тот момент, рудниками Русско-Донецкого общества горный инженер Мешков Леонид Николаевич. Федорович имел опыт руководства спасательной артелью, будучи (по непроверенным данным) заведующим шахтой «Иван» в группе Президент Русско-Французского общества. При ликвидации пожара на шахте, случившегося в 1904 году, он действовал грамотно, основываясь на знаниях и трезвом расчете. Пафосные пассажи о нем, как о единоличном великом организаторе горноспасательного дела неуместны и неверны. О непростой и трагической судьбе Федоровича мы расскажем в отдельном выпуске.

План Макеевской спасательной станции
План Макеевской спасательной станции

Весной 1907 года Федорович был направлен в Германию в город Эссен для изучения постановки спасательного дела на местных рудниках. После возвращения активно занялся организацией первой центральной спасательной станции.

Первоначальные здания станции
Первоначальные здания станции

Русско-Донецкое Общество перестроило и приспособило для надобности спасательной станции 4 старых здания, в 3-х из них помещались:

- класс для обучения рабочих и для хранения аппаратов готовых к действию;

- комната для машин, производящих кислород и жидкий воздух;

- лаборатория и кабинет заведующего;

- сарай для экипажей;

- слесарная мастерская;

- помещение для обучающихся рабочих, временно живущих при станции;

- конюшня;

- 10 квартир служащих при станции.

В отдельно стоящем здании находились квартиры заведующего станцией и его помощника.

Здание при дымном штреке
Здание при дымном штреке

Главной задачей станции являлось последовательное обучение всех рабочих спасательных артелей района практической работе в респираторах в условиях близких к рудничным. Для этого вокруг старых отвалов пустой породы был пройден дымный штрек крепленный деревом, средним сечением 5 м2 с рельсовым путем и восстающими выработками различных размеров. Штрек был соединен с большой дымовой трубой бывшей шахтной котельной, которая вызывала сильную тягу и быстро заполняла все выработки дымом из очага, находящегося около здании при дымном штреке. В этом здании, внутренним размером 12.1 м на 6.4 м, находились несколько комнат: умывальники для обучающихся рабочих, прачечная, топочная в которой находились русская печь и котел для подогрева воды и смотровая комната для наблюдений за входящими в штрек рабочими.

План здания при дымном штреке
План здания при дымном штреке

На значительной части штрека, через каждые 10 метров, имелись двери для быстрого проветривания выработок и для выхода на свежий воздух в том случае, если кому-то из обучающихся рабочих станет плохо, и он не в состоянии будет дойти до здания. В ответвлении дымного штрека около здания размещались 3 динамометра для определения работоспособности обучающихся учеников в различных дыхательных аппаратах. Для контроля их состояния служили три наблюдательных окошка из смотровой комнаты.

Разрез дымного штрека
Разрез дымного штрека

С простейшей работы на динамометре и должно было начинаться, после теоретического ознакомления с аппаратами, практическое обучение спасательному делу. Прохождение по нескольким связанным между собой выработкам, преодоление препятствий, устроенных в дымном штреке, перенос тяжестей, людей на носилках, устройство деревянных и кирпичных перемычек, навешивание вентиляционных труб, постановка дверей, крепление выработки - все эти упражнения производились в течение 2-2,5 часов в непригодной для дыхания атмосфере. Эти навыки могли потребоваться от спасательной артели в реальных условиях.

Первоначальную перечисленную инфраструктуру станции планировалось развивать. Были спроектированы, и началось строительство нового здания станции, квартиры заведующего и его помощника, газохранилище для кислорода, склад для корма лошадей.

Спасательное оборудование станции:респираторы Дрегера, Вестфалия, пнейматоген, аэролит, шланговый аппарат Кенига.
Спасательное оборудование станции:респираторы Дрегера, Вестфалия, пнейматоген, аэролит, шланговый аппарат Кенига.

После постройки нового здания, старое здание предполагалось отдать полостью под жилье служащих и учеников, обучающихся на станции. Первоначально пройденный дымный штрек предполагалось продолжить силами учеников и закольцевать вокруг отвала. В этом случае общая его длина составит 341 метр. Схема станции с новыми зданиями, а также план нового здания представлены на рисунках.

Для полного обучения артели, по немецкой практике, требовалось около 3-х недель, но сосредотачивая внимание на аппаратах определенного типа, останавливаясь на более важном, и подбирая состав артели из наиболее интеллектуально и физически развитых рабочих, срок обучения предполагалось сократить до 15-10 дней.

При станции была подготовлена отдельная комната для размещения 12 обучающихся рабочих: каждому отводилась отдельная кровать с матрацем и подушкой, и отпускался стол.

Предприятия желающие прислать своих рабочих для обучения должны были связаться с заведующим станцией: установить сроки обучения, время прибытия и число обучающихся. Желательно было присылать рабочих освидетельствованных врачом, группами по 6 человек с рудничными аппаратами для того, чтобы их можно было проверить и в случае необходимости исправить на станции.

Содержание обучающихся и снабжение их принадлежностями необходимыми на упражнениях (кислород, едкий калий, патроны перекиси калия, натрия и пр.) производилось по действительной стоимости за счет предприятия, приславшего рабочих.

Ручной насос Дрегера для перекачки кислорода из больших баллонов в маленкие.
Ручной насос Дрегера для перекачки кислорода из больших баллонов в маленкие.

Для того, чтобы иметь для упражнений в достаточном количестве кислород и чтобы снабжать им все рудники Донбасса, для станции была заказана машина Линде, добывающая 5 м3 кислорода в час. Эта же машина могла добывать 12 л жидкого воздуха в час, что позволит снабдить станционную бригаду самыми новыми дыхательными аппаратами аэролитами, работа в которых очень легка и удобна, благодаря незначительному весу прибора и замечательной простоты конструкции. А до этого спасательная станция располагала значительным запасом кислорода, которым она могла наполнять бутыли, присылаемые с разных рудников. Для перекачивания из больших цилиндров (5000 л кислорода) в малые были закуплены приборы и переходники для последовательного соединения с цилиндрами и насос Дрегера для 3-х цилиндров.

Были закуплены для станции аппараты и спасательное оборудование иностранного производства. На момент открытия, станция имела: 8 аппаратов Дрегера (в основном с мундштуками), 4 пневматогена Нейперта, 2 аппарата «Вестфалия», 2 шланговых аппарата «Вестфалия», 2 шланговых аппарата Ганзейского общества, 4 пожарных маски, 1 аппарат Simplex, 1 Аэролит, 30 аккумуляторных ламп разных систем, 5 приборов для приведения в чувство потерявших сознание, переносные телефоны, складные вентиляционные трубы и прочее. Все эти аппараты располагались в специальном шкафу на станции.

В случае экстренных вызовов на места недалеко отстоящих от станции, артель должна была выезжать на лошадях, а для переездов в другие районы Донбасса, приспосабливался железнодорожный вагон, который должен был стоять при самой станции, в совершенно готовом виде, со всеми необходимыми приборами и принадлежностями. Паровоз РДО должен был доставлять его на станцию Ясиноватая или Харцызск, оттуда он должен был отправляться к месту аварии или с первым отходящим поездом, или со специальным паровозом, в зависимости от важности случая и разрешения железнодорожной администрации. Для связи с рудниками был подведен на спасательную станцию телефон.

1 ноября 1907 года Макеевская районная спасательная станция была открыта, началось круглосуточное дежурство с постоянной готовностью выехать на несчастный случай.

Первая команда станции, фото 1907-1908 год. В центре Фенин А.И. Слева от него Федорович И.И. (в галстуке), справа - Радулов Ф.В. (в фуражке). На заднем плане аварийный вход в дымный штрек.
Первая команда станции, фото 1907-1908 год. В центре Фенин А.И. Слева от него Федорович И.И. (в галстуке), справа - Радулов Ф.В. (в фуражке). На заднем плане аварийный вход в дымный штрек.

По штату на станции числилось 12 человек: заведующий (горный инженер), его помощник (горный мастер, штейгер), слесарь-механик, один старший и 6 рядовых инструкторов, кучер-конюх, сторож. Точно известны ФИО следующих членов первой команды: горный инженер Федорович Иосиф Иосифович – заведующий станцией; штейгер Радулов Федор Васильевич - помощник заведующего; Назаров Яков Михайлович – инструктор, фельдшер; Букреев Михаил Федорович – инструктор. Началось обучение собственных инструкторов станционной артели, пока еще не вполне заполненной вакансиями. Все инструктора вскоре вполне освоились с аппаратами всех типов и свободно переносили 2-х часовую работу в задымленной атмосфере.

Следующий 1907/1908 отчетный год стал годом испытания на функциональную эффективность созданной станции. Обучение инженеров, десятников и рабочих с рудников было организовано с апреля 1908 года, но непрерывные командировки рабочих начались с июня месяца. Стоимость обучения при полном содержании на спасательной станции стоило 30 рублей с человека. Жили приезжие на квартире при станции. Обычно на станции находились 2 группы рабочих с 2-х различных рудников по 6 человек в каждой. Группы формировались так, что когда приезжает новая группа, другая находится в середине обучения и она может уже привлекаться в случае вызова спасательной артели на аварии.

Тренировка в дымном штреке возле аварийного выхода. Фото 1907-1908 года.
Тренировка в дымном штреке возле аварийного выхода. Фото 1907-1908 года.

Полный курс обучения продолжался от 10 до 14 дней, начинался с объяснения назначения аппаратов, их устройства и употребления. Практическое обучение производилось по группам и заключалось в 6-10 упражнениях в дымном штреке, последовательно доводящих время работы в непригодной атмосфере до 2-х часов. Главная задача этих упражнений состояла в том, чтобы обучающийся на личном опыте убедился в пригодности аппаратов, в своей собственной выносливости и получил уверенность в возможности 2-х часовой непрерывной работы в удушливой атмосфере. После прохождения курса выдавалось свидетельство об обучении спасательному делу. Группы рабочих из опытных рабочих основных профессий. В отчетном периоде было обучено 140 человек (в основном опытных рабочих основных профессий) из 24 спасательных артели. Было проведено 471 упражнение в дымном штреке.

Второй задачей станции был выезд спасателей на несчастные случаи, происходящие на рудниках. За отчетный период бригада выезжала 9 раз для оказания помощи. Первый вызов был в ночь с 12 на 13 февраля 1908 года на шахту «Калиновую» РДО, которая находилась в 3 верстах от станции. Поступил сигнал, что в шахте остались без воздуха 10 человек, вследствие заноса снегом вентиляционного шурфа. Из-за метели артель прибыла на шахту пешком через 2 часа. Используя аппараты Дрегера и Пневматоген, артель прошла к месту работ и обнаружила рабочих без света. Пользуясь аккумуляторными лампами, вывела рабочих «на гора».

Команда станции на отвале дымного штрека в снаряжении: аппараты Дрегера 1904 г с мундштуком и маской, пнейматоген, Тиссот (?),телефонная связь и лампы. В центре Зам. Председателя Совета Съезда Фенин А.И.
Команда станции на отвале дымного штрека в снаряжении: аппараты Дрегера 1904 г с мундштуком и маской, пнейматоген, Тиссот (?),телефонная связь и лампы. В центре Зам. Председателя Совета Съезда Фенин А.И.

Самым серьезным испытанием для команды станции в первый год её существования, стала авария на Макарьевском руднике Екатериненского горнопромышленного общества (бывшие Рыковские копи), располаженном в Макеевской волости Таганрогского округа Области войска Донского. Но об этой самой «кровожадной катастрофе» на угольных копях в России расскажем в отдельном выпуске.

С открытием станции, в свободное от обучения рабочих и работ аварийного характера время продолжалось строительство и обустройство станции. Был поднят вопрос об открытии школы десятников, для подготовки специалистов горного надзора, в том числе и спасателей. Еще в 1900 году комиссия Съезда в честь сорокалетия полезной деятельности тайного советника Вагнера постановила учредить школу горных десятников его имени. И только осенью 1908 года на очередном 32-ом Съезде горнопромышленников юга России было принято Постановление об организации школы при Макеевской спасательной станции. Был составлен общий план размещения новых зданий спасательной станции и зданий будущей школы десятников им. В.А. Вагнера. Проект новых зданий был составлен известным харьковским архитектором академиком Алексеем Николаевичем Бекетовым, а возведение поручено заведующему спасательной станцией. К концу 1907/1908 отчетного года у первого здания были выведены стены, а у второго - возведен фундамент.

Производилась закупка, ремонт и проверка спасательного оборудования. За год было дополнительно к имеющимся куплено: 7 аппаратов Дрегера, по одному аппарату «Вестфалия» и «Тиссот», 10 аккумуляторных ламп, оживляющий аппарат, 2 ручных вентилятора, электровентилятор, аппарат «Вестфалия» для возведения перемычек, помпа Дрегера, носилки и металлические сетки для переноски пострадавших.

Летом состоялся первый международный контакт по спасательному делу. С 10 по 14 июля 1908 во Франкфурте-на-Майне прошел 1-ой Международный конгресс, по вопросу неотложной помощи и спасания против несчастных случаев. Этот конгресс посетил заведующий Макеевской станцией Федорович вместе со своим «однокашником» профессором Скочинским. О работе конгресса в следующих выпусках.

В конце 1908 года (с 22 ноября по 12 декабря) состоялся 33-ий Съезд горнопромышленников юга России, который признал опыт первого года работы станции положительным.