Первая центральная спасательная станция
Итак, вернемся на Дон в Россию. Изучив все за и против, выслушав доклады многочисленных комиссий, отчеты командировочных за рубеж для изучения опыта, учитывая мнение Ученого Совета Горного Департамента, горнопромышленники и представители горных управлений Юга и Юго-Востока России от разговоров и дискуссий перешли к конкретным действиям по организации спасательного дела на юге России.
На 31-ом Съезде горнопромышленников юга России, состоявшемся осенью 1906 года было принято Постановление: «Открыть и обустроить спасательную станцию в месте, выбранном по решению Совета Съезда». В течение следующего года началось воплощение этого решения в жизнь. Вопрос курировал заместитель председателя Совета Съезда горный инженер Фенин Александр Иванович, возглавив специально созданную Комиссию.
Совет Съезда принял предложение Русско-Донецкого общества устроить спасательную станцию на их руднике. На устройство станции из бюджета Совета первоначально было запланировано выделить средства в объеме 50000 рублей. Обществом был отведен земельный участок и освободившиеся здания главной конторы и также другие сооружения, недавно закрытой шахты «Старая Капитальная» в одной версте от поселка Дмитриевский Макеевкой волости Таганрогского округа Области войска Донского. Это и была первая районная (центральная) спасательная станция на Дону в административных дореволюционных границах. В настоящее время это территория МакНИИ города Макеевка.
В начале 1907 года принял предложение Совета Съезда и был назначен заведующий спасательной станцией горный инженер титулярный советник Федорович Иосиф Иосифович. Относительно молодой человек (чуть больше 30 лет), после окончания столичного Горного института около 6 лет состоял на службе в различных должностях в Донбассе. Почему выбор пал на него, сейчас сказать сложно. Судя по его дальнейшей профессиональной карьере, был он человеком незаурядным, талантливым управленцем и все новое его увлекало. Можно предположить, что сыграло свою роль и «студенческое братство». При изучении Скочинским проявлений гремучего газа на Донбассе, Федорович ему активно помогал. Одногруппником по институту был и управляющий, на тот момент, рудниками Русско-Донецкого общества горный инженер Мешков Леонид Николаевич. Федорович имел опыт руководства спасательной артелью, будучи (по непроверенным данным) заведующим шахтой «Иван» в группе Президент Русско-Французского общества. При ликвидации пожара на шахте, случившегося в 1904 году, он действовал грамотно, основываясь на знаниях и трезвом расчете. Пафосные пассажи о нем, как о единоличном великом организаторе горноспасательного дела неуместны и неверны. О непростой и трагической судьбе Федоровича мы расскажем в отдельном выпуске.
Весной 1907 года Федорович был направлен в Германию в город Эссен для изучения постановки спасательного дела на местных рудниках. После возвращения активно занялся организацией первой центральной спасательной станции.
Русско-Донецкое Общество перестроило и приспособило для надобности спасательной станции 4 старых здания, в 3-х из них помещались:
- класс для обучения рабочих и для хранения аппаратов готовых к действию;
- комната для машин, производящих кислород и жидкий воздух;
- лаборатория и кабинет заведующего;
- сарай для экипажей;
- слесарная мастерская;
- помещение для обучающихся рабочих, временно живущих при станции;
- конюшня;
- 10 квартир служащих при станции.
В отдельно стоящем здании находились квартиры заведующего станцией и его помощника.
Главной задачей станции являлось последовательное обучение всех рабочих спасательных артелей района практической работе в респираторах в условиях близких к рудничным. Для этого вокруг старых отвалов пустой породы был пройден дымный штрек крепленный деревом, средним сечением 5 м2 с рельсовым путем и восстающими выработками различных размеров. Штрек был соединен с большой дымовой трубой бывшей шахтной котельной, которая вызывала сильную тягу и быстро заполняла все выработки дымом из очага, находящегося около здании при дымном штреке. В этом здании, внутренним размером 12.1 м на 6.4 м, находились несколько комнат: умывальники для обучающихся рабочих, прачечная, топочная в которой находились русская печь и котел для подогрева воды и смотровая комната для наблюдений за входящими в штрек рабочими.
На значительной части штрека, через каждые 10 метров, имелись двери для быстрого проветривания выработок и для выхода на свежий воздух в том случае, если кому-то из обучающихся рабочих станет плохо, и он не в состоянии будет дойти до здания. В ответвлении дымного штрека около здания размещались 3 динамометра для определения работоспособности обучающихся учеников в различных дыхательных аппаратах. Для контроля их состояния служили три наблюдательных окошка из смотровой комнаты.
С простейшей работы на динамометре и должно было начинаться, после теоретического ознакомления с аппаратами, практическое обучение спасательному делу. Прохождение по нескольким связанным между собой выработкам, преодоление препятствий, устроенных в дымном штреке, перенос тяжестей, людей на носилках, устройство деревянных и кирпичных перемычек, навешивание вентиляционных труб, постановка дверей, крепление выработки - все эти упражнения производились в течение 2-2,5 часов в непригодной для дыхания атмосфере. Эти навыки могли потребоваться от спасательной артели в реальных условиях.
Первоначальную перечисленную инфраструктуру станции планировалось развивать. Были спроектированы, и началось строительство нового здания станции, квартиры заведующего и его помощника, газохранилище для кислорода, склад для корма лошадей.
После постройки нового здания, старое здание предполагалось отдать полостью под жилье служащих и учеников, обучающихся на станции. Первоначально пройденный дымный штрек предполагалось продолжить силами учеников и закольцевать вокруг отвала. В этом случае общая его длина составит 341 метр. Схема станции с новыми зданиями, а также план нового здания представлены на рисунках.
Для полного обучения артели, по немецкой практике, требовалось около 3-х недель, но сосредотачивая внимание на аппаратах определенного типа, останавливаясь на более важном, и подбирая состав артели из наиболее интеллектуально и физически развитых рабочих, срок обучения предполагалось сократить до 15-10 дней.
При станции была подготовлена отдельная комната для размещения 12 обучающихся рабочих: каждому отводилась отдельная кровать с матрацем и подушкой, и отпускался стол.
Предприятия желающие прислать своих рабочих для обучения должны были связаться с заведующим станцией: установить сроки обучения, время прибытия и число обучающихся. Желательно было присылать рабочих освидетельствованных врачом, группами по 6 человек с рудничными аппаратами для того, чтобы их можно было проверить и в случае необходимости исправить на станции.
Содержание обучающихся и снабжение их принадлежностями необходимыми на упражнениях (кислород, едкий калий, патроны перекиси калия, натрия и пр.) производилось по действительной стоимости за счет предприятия, приславшего рабочих.
Для того, чтобы иметь для упражнений в достаточном количестве кислород и чтобы снабжать им все рудники Донбасса, для станции была заказана машина Линде, добывающая 5 м3 кислорода в час. Эта же машина могла добывать 12 л жидкого воздуха в час, что позволит снабдить станционную бригаду самыми новыми дыхательными аппаратами аэролитами, работа в которых очень легка и удобна, благодаря незначительному весу прибора и замечательной простоты конструкции. А до этого спасательная станция располагала значительным запасом кислорода, которым она могла наполнять бутыли, присылаемые с разных рудников. Для перекачивания из больших цилиндров (5000 л кислорода) в малые были закуплены приборы и переходники для последовательного соединения с цилиндрами и насос Дрегера для 3-х цилиндров.
Были закуплены для станции аппараты и спасательное оборудование иностранного производства. На момент открытия, станция имела: 8 аппаратов Дрегера (в основном с мундштуками), 4 пневматогена Нейперта, 2 аппарата «Вестфалия», 2 шланговых аппарата «Вестфалия», 2 шланговых аппарата Ганзейского общества, 4 пожарных маски, 1 аппарат Simplex, 1 Аэролит, 30 аккумуляторных ламп разных систем, 5 приборов для приведения в чувство потерявших сознание, переносные телефоны, складные вентиляционные трубы и прочее. Все эти аппараты располагались в специальном шкафу на станции.
В случае экстренных вызовов на места недалеко отстоящих от станции, артель должна была выезжать на лошадях, а для переездов в другие районы Донбасса, приспосабливался железнодорожный вагон, который должен был стоять при самой станции, в совершенно готовом виде, со всеми необходимыми приборами и принадлежностями. Паровоз РДО должен был доставлять его на станцию Ясиноватая или Харцызск, оттуда он должен был отправляться к месту аварии или с первым отходящим поездом, или со специальным паровозом, в зависимости от важности случая и разрешения железнодорожной администрации. Для связи с рудниками был подведен на спасательную станцию телефон.
1 ноября 1907 года Макеевская районная спасательная станция была открыта, началось круглосуточное дежурство с постоянной готовностью выехать на несчастный случай.
По штату на станции числилось 12 человек: заведующий (горный инженер), его помощник (горный мастер, штейгер), слесарь-механик, один старший и 6 рядовых инструкторов, кучер-конюх, сторож. Точно известны ФИО следующих членов первой команды: горный инженер Федорович Иосиф Иосифович – заведующий станцией; штейгер Радулов Федор Васильевич - помощник заведующего; Назаров Яков Михайлович – инструктор, фельдшер; Букреев Михаил Федорович – инструктор. Началось обучение собственных инструкторов станционной артели, пока еще не вполне заполненной вакансиями. Все инструктора вскоре вполне освоились с аппаратами всех типов и свободно переносили 2-х часовую работу в задымленной атмосфере.
Следующий 1907/1908 отчетный год стал годом испытания на функциональную эффективность созданной станции. Обучение инженеров, десятников и рабочих с рудников было организовано с апреля 1908 года, но непрерывные командировки рабочих начались с июня месяца. Стоимость обучения при полном содержании на спасательной станции стоило 30 рублей с человека. Жили приезжие на квартире при станции. Обычно на станции находились 2 группы рабочих с 2-х различных рудников по 6 человек в каждой. Группы формировались так, что когда приезжает новая группа, другая находится в середине обучения и она может уже привлекаться в случае вызова спасательной артели на аварии.
Полный курс обучения продолжался от 10 до 14 дней, начинался с объяснения назначения аппаратов, их устройства и употребления. Практическое обучение производилось по группам и заключалось в 6-10 упражнениях в дымном штреке, последовательно доводящих время работы в непригодной атмосфере до 2-х часов. Главная задача этих упражнений состояла в том, чтобы обучающийся на личном опыте убедился в пригодности аппаратов, в своей собственной выносливости и получил уверенность в возможности 2-х часовой непрерывной работы в удушливой атмосфере. После прохождения курса выдавалось свидетельство об обучении спасательному делу. Группы рабочих из опытных рабочих основных профессий. В отчетном периоде было обучено 140 человек (в основном опытных рабочих основных профессий) из 24 спасательных артели. Было проведено 471 упражнение в дымном штреке.
Второй задачей станции был выезд спасателей на несчастные случаи, происходящие на рудниках. За отчетный период бригада выезжала 9 раз для оказания помощи. Первый вызов был в ночь с 12 на 13 февраля 1908 года на шахту «Калиновую» РДО, которая находилась в 3 верстах от станции. Поступил сигнал, что в шахте остались без воздуха 10 человек, вследствие заноса снегом вентиляционного шурфа. Из-за метели артель прибыла на шахту пешком через 2 часа. Используя аппараты Дрегера и Пневматоген, артель прошла к месту работ и обнаружила рабочих без света. Пользуясь аккумуляторными лампами, вывела рабочих «на гора».
Самым серьезным испытанием для команды станции в первый год её существования, стала авария на Макарьевском руднике Екатериненского горнопромышленного общества (бывшие Рыковские копи), располаженном в Макеевской волости Таганрогского округа Области войска Донского. Но об этой самой «кровожадной катастрофе» на угольных копях в России расскажем в отдельном выпуске.
С открытием станции, в свободное от обучения рабочих и работ аварийного характера время продолжалось строительство и обустройство станции. Был поднят вопрос об открытии школы десятников, для подготовки специалистов горного надзора, в том числе и спасателей. Еще в 1900 году комиссия Съезда в честь сорокалетия полезной деятельности тайного советника Вагнера постановила учредить школу горных десятников его имени. И только осенью 1908 года на очередном 32-ом Съезде горнопромышленников юга России было принято Постановление об организации школы при Макеевской спасательной станции. Был составлен общий план размещения новых зданий спасательной станции и зданий будущей школы десятников им. В.А. Вагнера. Проект новых зданий был составлен известным харьковским архитектором академиком Алексеем Николаевичем Бекетовым, а возведение поручено заведующему спасательной станцией. К концу 1907/1908 отчетного года у первого здания были выведены стены, а у второго - возведен фундамент.
Производилась закупка, ремонт и проверка спасательного оборудования. За год было дополнительно к имеющимся куплено: 7 аппаратов Дрегера, по одному аппарату «Вестфалия» и «Тиссот», 10 аккумуляторных ламп, оживляющий аппарат, 2 ручных вентилятора, электровентилятор, аппарат «Вестфалия» для возведения перемычек, помпа Дрегера, носилки и металлические сетки для переноски пострадавших.
Летом состоялся первый международный контакт по спасательному делу. С 10 по 14 июля 1908 во Франкфурте-на-Майне прошел 1-ой Международный конгресс, по вопросу неотложной помощи и спасания против несчастных случаев. Этот конгресс посетил заведующий Макеевской станцией Федорович вместе со своим «однокашником» профессором Скочинским. О работе конгресса в следующих выпусках.
В конце 1908 года (с 22 ноября по 12 декабря) состоялся 33-ий Съезд горнопромышленников юга России, который признал опыт первого года работы станции положительным.