26 сентября стартует обучение на программе профессиональной переподготовки «Психология управления» Института отраслевого менеджмента (ИОМ) Президентской академии. Она разработана на основе лучших мировых практик в области психологии управления и бизнес-психологии и включает в себя не только теоретические занятия, но также тренинги и деловые игры.
Об особенностях обучения и личном управленческом опыте в интервью для сайта Академии рассказал преподаватель модулей «Практическая психология в управлении» и «Трансформационное лидерство» программы Алексей Гребенников.
- Алексей Борисович, Вы не первый год преподаете на программе «Психология управления». Заметили ли Вы какие-либо изменения в запросах слушателей?
- Я заметил, что немного изменился состав аудитории – соответственно, изменились и запросы. На программу всегда поступали как начинающие руководители, так и действующие. В последнее время действующих руководителей стало больше, поэтому запросы стали более практикоориентированными, точечными. Один из актуальных вопросов, например, связан с теорией поколений (X, Y, Z). Часто зрелые руководители не понимают, как им выстраивать систему взаимоотношений с молодыми сотрудниками – с «поколением Z».
- То есть слушатели обращаются к Вам с просьбой разрешить конкретные проблемы из их рабочего опыта?
- Да, мы постоянно работаем с кейсами. Теория есть, конечно, но я всегда стараюсь внедрить во взаимодействие со слушателями максимальное количество практики. И когда слушатели к нам только приходят, я с самого начала обязательно выясняю, какие у них запросы, чего конкретно они хотят. На первых занятиях люди осторожничают, но потом понимают, что это именно то место, где можно задавать вопросы, где можно говорить про свой опыт и где никто не осудит за ошибки.
- Используете ли Вы на занятиях свой собственный опыт? Ведь Вы работали и в МВД, и в коммерческих структурах.
- Да, использую. Кстати, и слушатели приходят из разных сфер, с разным опытом. Точное процентное соотношение не назову, но всегда около четверти слушателей как-то связаны с госструктурами. И когда ты был внутри этой системы и знаешь, как она работает, то ты можешь разговаривать со слушателями на одном языке. А это всегда очень ценно.
- Замечали ли Вы, что внутри группы образуются связи между слушателями?
- Я намеренно ставлю задачу, чтобы эти связи появлялись. Безусловно, передо мной стоит и задача познакомить с теориями, с концепциями, и я уделяю много времени подготовке к занятиям. Но гораздо важнее, что на занятия приходят люди с разным опытом – и начинающие, и те, кто 5–10 лет уже управлял коллективом, и «зубры», которые почти все знают. Моя цель как преподавателя – сделать так, чтобы не я был раздатчиком советов, а чтобы группа начала взаимодействовать. Необходимо, чтобы те, кто владеет опытом, начали им делиться, а те, кто им не обладает, могли спокойно, без стеснения и опасений задать вопросы. Такое поле обмена на наших занятиях я стараюсь создать.
Мне понравилась фраза одной из слушательниц, я ее теперь использую как девиз: «Совокупный опыт группы многократно превышает опыт любого преподавателя». Да, у меня есть опыт, он достаточно разнообразный, и я на него опираюсь. Но у каждого участника наших программ есть свой уникальный опыт и важно, чтобы наиболее важные частички этого опыта стали достоянием группы. Благодаря этому группа начинает работать как коллективный разум. Более того, такой формат коллективного обсуждения, коллективного принятия решений, который используется на наших занятиях, убеждает многих слушателей в том, чтобы использовать его и у себя на работе.
- Кому бы Вы в первую очередь посоветовали поступить на программу «Психология управления»?
- Я бы выделил три категории слушателей, для которых программа окажется максимально полезной. Первая – начинающие управленцы, те, кого только-только назначили на должность руководителя. У них часто в голове полный хаос – они не понимают, что делать, что работает, а что нет. Например, вчера мы были коллегами, а теперь я начальник. Как мне выстроить общение с этим коллегой? Как справляться с валом новых задач? Откуда взять силы и мотивацию? Эти вопросы возникают у вновь назначенного руководителя в огромном количестве. Такой руководитель начинает читать книги, спрашивать советы у более опытных коллег, и постепенно накапливается какой-то объем знаний. Проблема в том, что знания уже есть, но порядка в них – ноль. В отношении этой категории слушателей я в первую очередь ставлю задачу выстроить понимание системы управленческого труда.
Вторая категория – руководители опытные, заматерелые. У них другая проблема – сумасшедшая нагрузка и эмоциональное выгорание. Бывает, они думают: «Может, бросить это все? Но мне же нравится эта работа…» С ними мы решаем проблемы самосохранения и стрессоустойчивости.
Третью категорию можно назвать «промежуточной». Допустим, человек работал начальником отдела и на этой позиции добился успеха. Его переводят на один, на два уровня выше. Он вынужден перестраиваться – например, раньше он создавал корпоративную культуру с помощью личных разговоров с каждым сотрудником, а теперь у него нет на это времени. Значит, нужны какие-то регламентирующие документы, нужна перенастройка мышления. И конкретные инструменты, технологии для трансформации мы вместе прорабатываем.
- Слушатели предыдущих лет обращаются к Вам за советом?
- Да, такие случаи есть. Приведу пример. Один из модулей программы – «Трансформационное лидерство». Мы обсуждаем, через какие шаги и этапы проходит руководитель при создании личной и корпоративной стратегии. Буквально на днях участница программы «Психология управления», которую она проходила в прошлом году, мне написала: «Я создала бизнес-игру, ее идея возникла у меня еще во время нашего курса, когда мы рассматривали тему трансформационных этапов лидера. Сможете протестировать и дать свое экспертное мнение?» И мне это так удивительно – прошел целый год! А человек все это время обдумывал, делал и теперь вернулся с готовым проектом, профессиональным и качественно реализованным.
С некоторыми слушателями переписываемся, обсуждаем бизнес-литературу или различные новые технологии и методики. Иногда делюсь интересными идеями и технологиями из прочитанных книг. Бывает, что и мне пишут: «Любопытное исследование, обратите внимание». Тогда я сразу беру его себе на заметку, с большой благодарностью. То есть бывают разные предметы общения. Ведь я не скрываю, а в самом начале программы говорю открыто, что мы учимся друг у друга. Я часто думаю, что это еще большой вопрос, кто у кого будет учиться? Слушатели у меня или я у них? Слушатели приходят на занятия с огромным количеством кейсов. И разбирать их мне так же интересно, как и им самим. Поэтому мой ответ: наша программа – это обоюдная история, взаимообмен лучшим опытом и практиками в сфере управления. Вот за этим, я думаю, и стоит к нам приходить.