Найти тему
КультPROсвеТ

История Дюны. Часть 15: Легенды Дюны: Крестовый поход машин и Битва за Коррин – необязательные приквелы, служащие одной большой цели.

Свою новую трилогию, «Легенды Дюны» авторы решили писать по принципу «все не так однозначно». Мы уже не раз слышали про «серую мораль». И Герберт с Андерсоном решили провернуть эту фишку еще до того, как она стала мейнстримом. И, так же, как и у современных деятелей, ничего у них не вышло. Стартуют «Легенды Дюны» с того, что Атрейдесы - гнусные твари и угнетатели, а Харконнены - смелые и благородные военачальники. История двух Домов начинается с титана Агамемнона Атрейдеса и аристократа из Лиги благородных, Ксавьера Харконнена. Никакой серой морали, никакой дуги характера. Агамемнон до конца своих дней останется сволочью, а Ксавьер – героем.

В статье будут прям жирные спойлеры. Остерегайтесь!

Кимек
Кимек

Поговорим для начала об Агамемноне. Тут авторы только начали осваивать свой любимый прием, которым они не раз воспользуются в будущем – «вы думали, что все знаете, а на самом деле все было не так». В книге «Дюна: Дом Атрейдесов» говорилось, что род Атрейдесов происходит от самого Агамемнона. В «Детях Дюны» среди памяти предков, что захватили разум Алии Атрейдес присутствует некий Агамемнон. Лето II в романе «Бог-Император Дюны» утверждает, что они прямые потомки Атрея. Учитывая все это можно сделать вывод, что правильнее перевести на русский не «АТРЕЙдесы» (как ни странно), а «Атриды» - буквально потомки Атрея. Именно так в «Иллиаде» Гомера именовали Менелая и его брата Агамемнона. Но, все привыкли использовать именно английскую транскрипцию. Исходя из этого, читая «Дюна: Дом Атрейдесов», мы предполагали, что речь идет именно о царе Микен, а авторы все это время подразумевали титана, его потомка. Технически, сам титан Агамемнон Атрейдесом себя никогда не именовал, поскольку его имя при рождении – Эндрю Скорус. Первым Атрейдесом был его сын Вориан Атрейдес. Герберт и Андерсон «позаимствовали» имя из «Энциклопедии Дюны». В ней Агамемнон д'Атрейдес во время Батлерианского джихада защищал использование компьютеров и по итогу был убит.

Ксавьер Харконнен после химического ожога легких.
Ксавьер Харконнен после химического ожога легких.

Ксавьер отличился первой победой над силами Омниуса, группой, которой командовал Агамемнон. В битве он получил химический ожог легких. Но, Иблис Гинджо доставил новые легкие для героя Джихада. После битвы Ксавьер был повышен в звании. Попутно ухаживал за Сереной Батлер, и является биологическим отцом Маниона Невинного, смерть которого стала началом восстания. Когда Серена попала в плен к роботу Эразму, Ксавьер счел, что она умерла, и женился на ее сестре Окте. У пары родились три дочери. Младшая из которых стала основательницей Дома Коррино. В итоге Ксавьер Харконнен – по факту прямой предок всех падишахов-императоров вплоть до Лето II Атрейдеса.

Авторы заявляли, что не только приоткроют завесу тайны над основополагающим событием, но и расскажут об истоках вражды Атрейдесов и Харконненов. И вот у нас есть благородный Харконнен и злобный титан. Да вот только Агамемнон (как мы уже выяснили) не носил фамилию Атрейдес. Значит, конфликт начался не с него. Первый Атрейдес – это Вориан. Вот он-то по идее и должен отвечать за «серую мораль». Именно с него и должна была начаться вражда.

Вориан Атрейдес в представлении нейросетей.
Вориан Атрейдес в представлении нейросетей.

«Все не так однозначно».

На деле же Вориан просто дурачок. В начале своего пути Вориан верой и правдой служил своему отцу Агамемнону, чем и заслужил его расположение. Остальных своих детей Агамемнон попросту убил, ибо те не оправдали его надежд. Агамемнон назначил Вориану операцию по продлению жизни. В это же время Вориан знакомится с Сереной Батлер. И тут в голове Атрейдеса зарождаются сомнения. А потом – осознание! О, ужас! Машины, оказывается, плохие!

-5

Разумеется, когда Вориан переметнулся к Лиге Благородных, те отнеслись к нему с подозрением. И лишь Серена настаивала на лояльности Вориана Лиге. С недоверием к нему относился и Ксавьер. И когда Вориан ослушался приказа и покинул боевой пост, Ксавьер собирался отдать его под суд за измену. Но выяснилось, что Вориану пришлось ослушаться приказа, чтобы уничтожить «корабль обновления» (да, сверхтехнологичный разум Омниус обменивается информацией между своими удаленными центрами путем передачи данных на физических носителях) и не дать Омниусу загрузить обновления. И, казалось бы, вот оно – начало вражды.

Серена Батлер
Серена Батлер

«Все не так однозначно».

Ксавьер и Вориан со временем сдружились и дослужились до высших командных чинов. Ксавьер придерживался прямых и решительных действий. А Вориан будучи дурачком по жизни оказался хорошим командиром. Используя свои знания программирования машин, он использовал более витиеватую и хитрую тактику ведения боя, чем Ксавьер. Хотя, ни о какой тактике речи не идет. Люди и машины ведут войну на уничтожение. Но при этом, и те и другие вместо орбитальной бомбардировки предпочитают десант. Зачем? Ведь пленные им не нужны, ресурсы - тоже. А даже если дело и доходит до бомбардировок, то представлены они, как авианалеты времен второй мировой. Никаких высокотехнологичных боеголовок или управляемых снарядов.

-7

Война с машинами шла своим чередом до тех пор, пока Ксавьер не прознал про делишки Иблиса Гинджо. Гинджо пускал население целых планет на органы для солдат Джихада. Находясь с Гинджо на одном корабле, Ксавьер понял, что живым до места назначения ему не добраться. Тогда он направил корабль в центр звезды, предварительно отослав своего поверенного с посланием для Вориана. За убийство Великого Патриарха Джихада Ксавьера объявили предателем. И лишь два человека знали, что он поступил, как герой. Один из которых – Вориан Атрейдес. Может здесь кроется исток конфликта между двумя Домами?

-8

«Все не так однозначно».

Вориан предпринимал робкие попытки очистить имя Ксавьера, в то время, как все открестились от Харконненов. Даже потомки Ксавьера сменили фамилию Харконнен на Батлер. Почему Вориан не рассказал всю правду об Иблисе? Вориан дурачок. Другого объяснения нет. Вориан испугался союзников и подельников Иблиса и решил, что его попытки донести правду только усложнят ситуацию и разделят человечество. Звучит, как бред, не иначе! Это уже не стихийное восстание, ведомое одним харизматичным лидером! Идет полномасштабная скоординированная война с машинами за выживание на протяжении нескольких сотен лет. Какие, к чертям, сектанты? Не воюешь – умрешь! Все просто! Победы одерживаются не на голом энтузиазме. Победы одерживают командиры под управлением Лиги. Но придурковатому человечеству зачем-то нужны мученики и новая религия. Без них воевать за собственное выживание человечество, почему-то, отказывается.

Арт к книге "Путь к Дюне" Брайана Герберта.
Арт к книге "Путь к Дюне" Брайана Герберта.

Прелесть идеи Фрэнка Герберта была в том, что не было никаких подробностей. Мы лишь знали, что восстание вспыхнуло по всей известной вселенной. Единого центра не было. Единственное, что объединяло людей – идея. Имея лишь идею человечество победило. Результатами победы стали армии без цели, разрозненность и страх перед машинами. Не в силах воссоединиться, человечество обрело новую духовную единую веру. Вера и стремление к единству привели к созданию ордена ментатов, Бене Гессерит и Космической Гильдии.

А, что в «Легендах Дюны»? А в них «все не так однозначно».

Религиозные фанатики нам нужны, поскольку без них не будет Батлерианского Джихада. И чем дальше, тем хуже. После того, как силы Лиги Благородных во главе с Ворианом изолировали остатки машинной армии на планете Коррин, сама Лига скатилась в лень и бюрократию. И что-то никакие религиозные течения, некогда приведшие к восстанию, не способствовали сплочению. Может самое время взбодрить человечество фактами о самопожертвовании Ксавьера Харконнена и в память о его славном боевом прошлом добить машины? Нееет. Зачем?

Дошло до того, что Вориана фактически выгнали с занимаемого поста. Тогда он практически в одиночку проник в логово титанов (аки Джеймс Бонд), представившись дезертиром.И всех их уничтожил. Вот так вот просто и без затей.

Вернулся Вориан уже героем. Был награжден специально созданным для него титулом «Чемпион Серены». При чем наградил его вице-король Фейкан Батлер, внук Ксавьера Харконнена. И вот самое время рассказать правду… Но, надеюсь, никто не забыл, что Вориан дурачок. Вориан открыл правду младшему брату Фейкана, Абулурду. Тот на радостях даже сменил фамилию на Харконнен.

Но, дурак дурака видит издалека.

Несмотря на то, что Омниус оказался буквально ловушке, попытки извести человечество он не прекратил. Сначала он выпустил ретровирус. Но этот план не увенчался успехом. Выяснилось, что спайс, обнаруженный на Арракисе, великолепно справляется с вирусом и даже больше – продлевает жизнь и укрепляет иммунную систему. Тогда Омниус отправляет в атаку машины с примитивными вычислительными мощностями. Они успешно обходят систему сдерживающих спутников вокруг Коррина. Вернувшийся Вориан, глядя на это безобразие, в итоге уговаривает Лигу добить Омниуса на Коррине.

-10

Человеческий флот отправляется на Коррин. Но тут выясняется, что роботы использовали программу «Живой щит» - погрузили людей в контейнеры и предупредили человеческий флот, если хоть один корабль пересечет условную границу, все пленники будут немедленно казнены. Вориан готов пойти на неизбежные потери, а Абулурд нет. В итоге он не просто дезертирует, но еще и отключает оружие флота.

И тут начинается странное. Некоторые читатели хвалят Абулурда и ругают Вориана. Мол, Абулурд более человечный и благородный нежели Вориан. Да он идиот! Причем идиот опасный! Он не только никого не спас, он чуть человечество к гибели не привел. Вориан все равно начал штурм планеты. Но отключенное оружие привело к еще большим жертвам. Да и пленники погибли бы, если бы сентиментальный (почему-то) робот Эразм не отключил «живой щит» в попытке спасти своего ученика. А так бы и пленников угробили и флот потеряли.

Но для человечества все закончилось благополучно. Омниус был уничтожен, хотя напоследок он и успел послать сигнал в космос, намекая, что он все же выжил… Вориан и Фейкан изгоняют Абулурда на задворки империи и клеймят «трусом». Фейкан, чтобы дистанцироваться от брата, взял себе фамилию Коррино. А Абулурду и его потомкам постановил всегда носить фамилию Харконнен. И тут авторы противоречат сами себе. Ведь из приквелов мы знаем, что другой Абулурд ослушался воли императора и сменил-таки фамилию Харконнен на Раббан.

-11

Вот так и началась вражда Атрейдесов и Харконненов. Вориан не смог стерпеть предательства. А Абулурд и его потомки не смогли смириться с наследием своего рода. Отныне Харконненов поносили, как «предателей» (из-за памяти о Ксавьере) и «трусов» (из-за дезертирства Абулурда).

«Дюна: Крестовый поход машин» дебютировала на 7-й строчке в списке бестселлеров. Но к третьей книге цикла интерес угас. Ко второй неделе публикации роман «Дюна: Битва за Коррин» едва добрался до 9-й строчки.

И читателей понять можно. Как я уже говорил, новая трилогия – это не «Дюна». Несмотря на масштабные события вселенная, кажется мелковатой. Такое ощущение, что существуют только три Дома: Атрейдесы, Харконнены и Батлеры (они же Коррино). И на протяжении тысячелетий между ними каким-то чудом сохраняется статус-кво.

Сворачивание пространства
Сворачивание пространства

Помимо войны с машинами есть еще несколько побочных историй. Одна из них посвящена ученому Тио Хольцману и открытому им феномену. Но из «Легенд Дюны» мы узнаем , что для многих применений своего открытия, Хольцман на самом деле использовал заслуги своего ассистента, Нормы Ценвы.

-13

Еще есть история мальчика Селима, что приручил Песчаного червя. Это, чтобы читатель не забыл, что трилогия все-таки посвящена Дюне. Но в заглавии стоит «Батлерианский джихад». А с ним все, увы, плохо.

По итогу Брайан Герберт и Кевин Андерсон при написании приквелов допустили ту же ошибку, что и Джон Харрисон, когда снимал свои мини-сериалы. Лозунг «Не как у Линча!» сыграл злую шутку с оригинальным мини-сериалом и чуть не похоронил его. Если бы не мастерство съемочной группы, то «Детей Дюны» мы, может быть, и не увидели вовсе. Так и с лозунгом «Не как у Макнелли!» Да, «Энциклопедия Дюны» не канон и местами противоречит оригинальной книжной серии. Но хотя бы не противоречит логике, как банальной человеческой, так и внутривселенской.

Авторам не следовало упоминать Дюну, а просто рассказать отдельную историю про войну человечества и машин. Мол, это не Батлерианский Джихад, но мог бы им быть. Так было бы лучше. Ведь если начать знакомство со вселенной «Дюны» именно с этой трилогии, то мир оригинального романа также покажется нелогичным и нелепым. Но, мы-то начали знакомство с «Дюны» 1965 года …

Не забывайте подписываться на канал (это действительно важно). Впереди еще много интересного.
Спасибо!