Найти тему

Главная задача новых учебников истории — воспитание настоящих патриотов!

С 1 сентября ученики 10–11 классов стали учить историю по новым единым учебникам — «Всемирная история» и «История России».

С 1 сентября ученики 10–11 классов стали учить историю по новым единым учебникам — «Всемирная история» и «История России». Их авторами выступили помощник Президента Российской Федерации, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Ростиславович Мединский, ректор МГИМО Анатолий Васильевич Торкунов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Оганович Чубарьян.

Подготовкой будущих педагогов успешно занимается факультет истории, политологии и права Государственного университета просвещения. В чём главные преимущества новых учебников, рассказал декан факультета, доктор исторических наук Вардан Эрнестович Багдасарян.

— Вардан Эрнестович, в чём отличие подхода к подаче материала в новых учебниках истории?

Выход в свет новых учебников по истории для 10–11 классов — это действительно очень важный шаг. Они принципиально отличаются от изданий прошлых лет.

Во-первых, старые учебники истории фактически обходили стороной тему конфликта России и Запада. В учебниках, которые поступили в наши школы с 1 сентября, конфликт представлен, причём развёрнуто. Объясняются истоки, происхождение того столкновения, которое сегодня наблюдается.

Во-вторых, новые учебники дают более позитивную оценку советского периода истории. В отличие от предыдущих, в них нет той критики и осуждения советской системы. Наоборот, говорится о том, что советский проект был развивающимся и по многим параметрам СССР опережал другие государства, выигрывал на определённых этапах в конкурентной борьбе.

В-третьих, учебники дают объективную оценку и современного периода, в частности событий СВО. Школьники узнают, почему Россия была вынуждена начать Специальную военную операцию, какие обстоятельства на это повлияли. Это очень ценные учебники! Ведь в них представлена разноплановая героическая картина. Например, рассказывается и о панфиловцах, которых пытались исключить из учебников, сомневаясь в их подлинности, и о героях Первой мировой войны, Советского союза, и, конечно, СВО. И всё это встраивается в единую героическую канву!

— Как отразятся новые учебники по истории на мировосприятии современных школьников?

Эти учебники решают главную задачу — воспитание молодёжи в духе патриотизма и объяснение того конфликта, который имеет место в отношениях России и Запада. Они объясняют те вызовы, которые стоят перед нашей страной, и то, какие усилия предпринимаются нашим государством. В этом отношении это шаг вперёд и в воспитательном, и в семантическом плане. Шаг очень важный, и, я думаю, не последний!

— Какая работа проводится на факультете истории, политологии и права, чтобы воспитать будущих педагогов настоящими патриотами?

На нашем факультете разработана новая модель патриотического воспитания. Она, с одной стороны, учитывает опыт прошлого, с другой стороны, отвечает на актуальные вызовы современности. Мы опираемся на традиции отечественной педагогической школы. На факультете истории, политологии и права есть курс, который нигде больше в нашей стране не читается. Это «Критика антироссийских исторических мифов». Это наш эксклюзивный курс! Мы единственные, кто проводит подготовку специалистов по противодействию антироссийской исторической пропаганде. Также я входил в состав рабочей группы по разработке учебно-методического комплекса «Основы российской государственности». Это курс, который с 1 сентября читается во всех вузах страны. Я опирался как раз на наши разработки. Они связаны с ценностно-мировоззренческим подходом и с пониманием истории России через призму цивилизационной идентичности и осмысления России как государства-цивилизации.

Появление новых учебников истории — важная инициатива государства. Они помогают в формировании достойного гражданина своей страны. Самую главную роль в этом всё же играет именно педагог — пример для подражания, нравственный ориентир и в чём-то тоже герой.