Моточасы: что за параметр и как считать?

639 прочитали
Чтобы узнать пробег автомобиля, судна, снегохода, квадроцикла, питбайка и других моторных устройств, нужно оценить реальный износ двигателя.

Чтобы узнать пробег автомобиля, судна, снегохода, квадроцикла, питбайка и других моторных устройств, нужно оценить реальный износ двигателя. Тот пробег, который считается в пройденных километрах, истинную картину состояния не отражает. Поэтому рациональное решение — проводить измерение в моточасах. О том, что это такое и как корректно считать, расскажут эксперты интернет-магазина мототехники «Спорт-Экстрим».

Моточас — что это и зачем нужен?

Чтобы определить ресурс мотора, в первую очередь обращаются к такому параметру, как моточасы. Именно от него зависят показатели и рекомендации, которые производитель указывает в руководстве по эксплуатации.

Моточасы — параметр, который измеряет количество часов, в течение которых мототехника была включена и работала. Он фиксирует активное время работы механизма, что позволяет оценить его ресурс и состояние. Могут быть представлены встроенными электронными счетчиками или ручными устройствами в зависимости от типа оборудования.

Почему моточасы важны:

  • Позволяют оценить ресурс и износ мототехники, что помогает прогнозировать возможные поломки и решать вопросы об обслуживании. Чем больше моточасов, тем больше механический износ может быть у компонентов, таких как двигатель, трансмиссия, подвеска и другие.
  • Служат основой для планирования ТО, что помогает предотвратить неожиданные поломки и дорогостоящие ремонты. Зная, сколько часов мототехника была в работе, можно точно определить, когда нужно провести замену масла, фильтров, ремней и других деталей.
  • Важны для определения стоимости б/у техники на вторичном рынке, так как могут указывать на общее состояние. Потенциальные покупатели часто обращают внимание на количество моточасов, чтобы оценить, насколько машина активно эксплуатировалась.
Чтобы узнать пробег автомобиля, судна, снегохода, квадроцикла, питбайка и других моторных устройств, нужно оценить реальный износ двигателя.-2

Как считают моточасы?

Какой-либо универсальной формулы для расчета моточасов не существует в принципе. Для каждого двигателя параметр вычисляется индивидуально, но по общему правилу. Нормы работы для разных агрегатов будут отличаться по типу топлива (дизель или бензин), объему мотора и его мощности.

Если очень упрощенно, то для стационарных двигателей, которые дают пик мощности в достаточно ровном временном диапазоне, один моточас рассчитывается следующим образом:

  • 40 мин. работы на оборотах, которые чуть выше холостых;
  • 30 мин. работы на средних оборотах;
  • 20 мин. работы на высоких оборотах, почти на пике мощности.

Такой принцип расчета не подходит, когда речь идет о расчете ресурса до ТО для мотоцикла или квадроцикла, то есть транспортных средств, которые испытывают весьма переменные нагрузки и эксплуатируются в разном температурном режиме. Чтобы точнее рассчитать, когда пора отправлять квадрик или байк на сервисное обслуживание, можно обратиться к формуле Кублина:

Пробег в км (фактический) = (244.38 х TBN х Vм х Vд) / (L100 х Р), где:

TBN — щелочной показатель заливаемого в двигатель масла;
Vм — объем заменяемого масла;
Vд — объем двигателя в кубиках;
L100 — средний расход топлива на 100 км;
Р — мощность двигателя в «лошадках».

Еще один не самый точный, но простейший вариант узнать, сколько моточасов «накатал» мотоцикл — разделить показатель пробега на среднюю скорость. В случае с моторной лодкой или катером этот способ не подойдет — тут лучше считать моточасы по расходу топлива и перевести их условно в километры, используя руководство пользователя: данные о том, где производитель отмечает, сколько литров «кушает» техника на каждые 100 км. К полученному расходу добавьте 15–20%, чтобы результат оказался ближе к фактическому пробегу.

Чем измеряются моточасы?

Счетчик моточасов обычно представляет собой компактное устройство, которое установлено на видном месте мототехники и интегрировано в одном корпусе с тахометром. Этот прибор автоматически начинает отсчитывать моточасы с момента запуска двигателя и обнуляется вручную во время технического обслуживания. Существуют разные модели контроллеров, включая программные и не программные, а также те, которые предназначены для разных типов двигателей — двухтактных и четырехтактных.

Основные типы счетчиков

  1. Электронно-механический. Используется преимущественно на тяжелой технике, такой как тракторы, редко встречается на мототехнике.
  2. Электронный (индукционный). Располагается на руле или в районе топливного бака, сам датчик крепится к высоковольтному проводу и считывает импульсы от искры двигателя. Подходит для бензиновых двигателей и двигателей с ГБО.
  3. Вибрационный. Располагается на двигателе или его облицовке, которая передает наибольшие вибрации при его работе. Чаще используется в дизельных моторах.

Современные модели снегоходов, квадроциклов и мотоциклов оснащены бортовыми компьютерами, которые с учетом показателей датчиков АБС, температуры ОЖ, оборотов коленвала подсчитывает моточасы автоматически и уведомляет о приближающемся моменте ТО. Если мототехника не оборудована заводским прибором, его можно установить самостоятельно как доп.устройство. Работает приспособление автоматически, запускаясь вместе с мотором.

Выбор счетчика моточасов зависит от типа двигателя. Важно также обратить внимание на влагозащиту, особенно если датчик устанавливается на мототехнику, которая будет эксплуатироваться в условиях повышенной влажности. Большинство счетчиков моточасов работают от встроенной батарейки и предоставляют информацию на табло с несколькими цифрами. У некоторых более сложных моделей есть настройки для разных типов двигателей, в то время как более простые модели предоставляют базовую информацию о времени работы двигателя.

Внимание к моточасам — долголетие мототехники

Знание и правильное использование данных о моточасах являются важным аспектом ухода за техникой. Это позволяет, повысить надежность механизмов, продлить срок службы и как следствие — сэкономить средства. Чтобы не пропустить время, когда вашему транспортному средству требуется очередное ТО, важно иметь представление о моточасах и о том, как их можно рассчитать.

-----------------------

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать больше интересного и полезного о водной и моторной технике и не пропустить ничего нового и интересного!