Найти в Дзене
Михеич

Назад в будущее

Щемящее чувство ностальгия привела-таки меня снова на Байконур, спустя 30 лет, как я его покинул. Роскосмос совместно с Cbonds организовали конференцию «Старт в будущее», где кроме пленарного заседания предусматривалась и культурная программа. Главное в поездке был конечно запуск ракеты Союз с тремя космонавтами. Этот запуск широко освещался в СМИ, поэтому ограничусь только тем, что похвастаюсь – видел своими глазами! Ну и конечно же, наша группа посетила Гагаринский старт и музей при нём. Отличный музей и замечательный там директор госпожа Айгерин Зайцева. Теперь главное. Проехался я по местам «боевой славы», а именно по площадкам, где прослужил 11 своих лучших молодых лет. 113, 254, 110, 250 площадки – всё то, что олицетворяло собой работу над проектом РН Энергия и комического буксира Буран. В музее стоит массо-габаритный макет. Два настоящих Бурана размещены на МЗК, где крыша провалилась и прикончила один из них. Поехали на 110 площадку, оттуда Буранчик и взлетел разок и приземлился
Ленинск, ныне город Байконур
Ленинск, ныне город Байконур

Щемящее чувство ностальгия привела-таки меня снова на Байконур, спустя 30 лет, как я его покинул. Роскосмос совместно с Cbonds организовали конференцию «Старт в будущее», где кроме пленарного заседания предусматривалась и культурная программа.

Главное в поездке был конечно запуск ракеты Союз с тремя космонавтами. Этот запуск широко освещался в СМИ, поэтому ограничусь только тем, что похвастаюсь – видел своими глазами!

Готовы к полёту
Готовы к полёту

Ну и конечно же, наша группа посетила Гагаринский старт и музей при нём. Отличный музей и замечательный там директор госпожа Айгерин Зайцева.

Гагаринский старт
Гагаринский старт

Теперь главное. Проехался я по местам «боевой славы», а именно по площадкам, где прослужил 11 своих лучших молодых лет. 113, 254, 110, 250 площадки – всё то, что олицетворяло собой работу над проектом РН Энергия и комического буксира Буран.

МГМ Буран. Стоит в музее пл.2
МГМ Буран. Стоит в музее пл.2

В музее стоит массо-габаритный макет. Два настоящих Бурана размещены на МЗК, где крыша провалилась и прикончила один из них.

Поехали на 110 площадку, оттуда Буранчик и взлетел разок и приземлился сам на 251 площадке. Аэродром Юбилейный. Аэродром уже практически передан казахам, состояние его неважнецкое по словам моего однополчанина Николая, который до сих пор трудится на Байконуре в высоком статусе. Так вот, 110 площадке тоже не жить. Её не то что восстановить, а разбирать на металлолом опасно, так всё запущено.

Стенд Динамических испытаний (СДИ) слева. Вдали МЗК - там они двое
Стенд Динамических испытаний (СДИ) слева. Вдали МЗК - там они двое

Наконец моя родная 250 площадка. в 60 сооружении организован маленький музей части (первого пуска) усилиями Николая.

Где то там в списках боевого расчета и я числюсь..
Где то там в списках боевого расчета и я числюсь..

Эстакада, сооружение 50. Я был начальником отделения телевидения, в нагрузку отвечал за целостность кабельной эстакады. Это было то ещё испытание...

Эстакада
Эстакада

Сам старт, конечно, тоже не пригоден для ремонта, однако работает криогенный центр, что порадовало. До сих пор там производят криогенный технологические жидкости.

Лоток для отвода газов при старте и горячем прожиге. УКСС.
Лоток для отвода газов при старте и горячем прожиге. УКСС.
Установщик Энергии с грузом на стартовый стол.
Установщик Энергии с грузом на стартовый стол.

Грусть навалилась, поэтому закончу лирически:

Осень. Ленинск. Степь заржавела.

Ржавеют космические корабли,

Ржавеют стартовые площадки

С которых в космос они ушли

Ржавеют огромные груды металла

Что гордое имя когда-то несли:

Буран, Установщик, стенд старт, СДИ

Ржавею и я. Душою и телом

Взирая на то, как эпоха ушла

Бррр, чур меня... Морок истлел,

Пора возвращаться, ждут дома дела.