Найти в Дзене

Старообрядцы Вятки. Кузьма Лаптев: «мажор» и первый вятский автомобилист

По материалам выставки «Старообрядцы: культура и традиции» Старообрядческие семьи на Вятке стали основой крепких купеческих родов, а также через благотворительность и просветительскую деятельность внесли значимый вклад в развитие губернии. С некоторыми из них знакомит выставка «Старообрядцы: культура и традиции» Лука Гребнев: издатель и просветитель Макар Максимовых: «хозяйственный мужичок» Кузьма Лаптев: «мажор» и первый вятский автомобилист Династия вятских купцов Лаптевых происходила из крестьян с. Подрелье Орловской округи – старинного старообрядческого центра Вятской земли. Лаптевы были очень верующими. У себя в доме, располагавшемся на ул. Николаевской (ныне Ленина) в г. Вятке, они содержали старообрядческую молельню, пока в 1910 г. для неё официально не было построено отдельное здание. В её постройке вместе с вятскими купцами Зоновыми Лаптевы принимали самое активное участие. В XIX веке братья Михаил и Игнатий Лаптевы владели в Вятке кожевенными заводами, занимались заготовками

По материалам выставки «Старообрядцы: культура и традиции»

Старообрядческие семьи на Вятке стали основой крепких купеческих родов, а также через благотворительность и просветительскую деятельность внесли значимый вклад в развитие губернии. С некоторыми из них знакомит выставка «Старообрядцы: культура и традиции»

Лука Гребнев: издатель и просветитель

Макар Максимовых: «хозяйственный мужичок»

Кузьма Лаптев: «мажор» и первый вятский автомобилист

Династия вятских купцов Лаптевых происходила из крестьян с. Подрелье Орловской округи – старинного старообрядческого центра Вятской земли.

Лаптевы были очень верующими. У себя в доме, располагавшемся на ул. Николаевской (ныне Ленина) в г. Вятке, они содержали старообрядческую молельню, пока в 1910 г. для неё официально не было построено отдельное здание. В её постройке вместе с вятскими купцами Зоновыми Лаптевы принимали самое активное участие.

В XIX веке братья Михаил и Игнатий Лаптевы владели в Вятке кожевенными заводами, занимались заготовками леса и его сплавом на плотах до Саратова и Астрахани. Но наибольшую известность — причём неоднозначную - получил сын купца Игнатия Кузьма Лаптев (1876–1937).

В отличие от многих других купцов-старообрядцев Лаптев не придерживался принципов отказ от расточительства и необдуманных трат. Проценты с семейного капитала обеспечивали ему и всей его семье безбедное существование. Свои доходы он тратил на различного рода увеселения.

Разбогатев на поставках овчинных полушубков в армию во время русско-японской войны, Кузьма Лаптев отправился в заграничное турне. И, будучи в Италии, приобрел автомобиль Фиат 1905 года выпуска производства «Фабрика Итальяно автомобили Турино». На нём 30-летний купец «по вечерам со своими приятельницами и дружками приезжал в опереточный театр, собирая массу зевак, не видевших ранее автомобиля…», - писала тогда пресса.

-2

Вятка встретила «самодвижущуюся диковинку» чрезвычайно настороженно, ибо машина пугала не только лошадей, но и консервативных горожан. В те времена в Вятке далеко не каждый себе представлял, как это экипаж может двигаться сам, без лошади.

-3

Правил дорожного движения в то время ещё не существовало, и Лаптев ездил как хотел, шокируя публику. «Благодаря» ему в Вятке состоялось и первое ДТП. Вот что писала по поводу газета «Вятская жизнь»:

«На Московской улице, против части, г. Лаптев встретился с лошадью, на которой ехали две дамы. Лошадь, испугавшись, кинулась в сторону. В ту же сторону почему-то повернулась и колымага; это еще больше испугало лошадь, и она, опрокинув сани, понеслась, при этом, конечно, вылетели обе дамы, и кучер долго волокся на вожжах».

Несмотря на недовольство горожан (многие из которых даже жаловались «куда следует»), он продолжал разъезжать по улицам Вятки на фырчащем и гремящем «железном коне». Разбегающиеся испуганные граждане его только веселили. Однажды авто­мобиль, следуя по Николаевской улице (ныне – ул. Ленина), вновь распугал лошадей ломовых из­возчиков, тянувших бочки с рыбой. Бедолаги рванули в разные стороны на тротуары, раскатив по снегу злополучные бочки.

Лаптевский автомобиль окрестили «адской машиной»… А местные таланты посвятили ему следующее произведение:

«…Шипит и гремит та машина, Пугая людей и скотов.

Завидя ее, обыватель Укрыться под землю готов.

О вы, полицейские духи, спасения ждем мы от вас.

От этой машины ужасной Избавьте, пожалуйста, нас!»

При жизни Кузьму Лаптева, или, как любили его называть современники, «Кузю Лаптева», многие не понимали, осуждали за страсть к развлечениям, пустому времяпровождению.

Лаптев был почти без образования, но очень любил «культуру». В его квартире даже стоял рояль, на котором, правда, никто не играл. Зато каждый вечер заводили граммофон, устраивали шумные вечеринки, на которых подавали дорогое шампанское и роскошные кушанья. Лаптев обожал шикарно одеваться, ездить на самых лучших лошадях, иметь дорогие повозки и сани.

Помимо стремления «пустить пыль в глаза», славился Кузя Лаптев и буйным нравом. Из-за пьяных выходок Кузьмы Игнатьевича и его дружков интеллигентная и образованная публика даже перестала посещать популярный у вятчан Загородный сад. При этом с «нужными» людьми он был весьма учтив и покладист.

Однако при всех недостатках исследователи жизни купца Лаптева отмечали в нём и такие позитивные черты характера как доброта, широта души, стремление ко всему новому. Не отказывал он и в помощи, если просящий обращался к нему «с должным уважением».

К. И. Лаптев с первой женой и детьми
К. И. Лаптев с первой женой и детьми

Кузьма Игнатьевич очень любил своих детей, которых у него было шесть. Интересно, что после смерти первой супруги он женился повторно на собственной домработнице. Известно, что она была воспитанницей Преображенского женского монастыря г. Вятки. И возможно, именно она смогла изменить непутёвого Кузю Лаптева. По меньшей мере, известно, что непосредственно перед революцией Кузьма Игнатьевич занимался активной общественной деятельностью, был членом вятской ученой архивной комиссии и губернского попечительного комитета детских приютов.

После революции 1917 г. судьба К.И. Лаптева остаётся не совсем ясной. Есть предположение, что Кузьма Лаптев, потеряв после национализации все капиталы, закончил жизнь в Москве дворником. Потомки Лаптева считали, что в действительности он завершил свой жизненный путь в 1937 г. в ГУЛАГе. Но в любом случае, доля Кузьмы Лаптева была очень непростой.

Выставка «Старообрядцы: культура и традиции» работает в главном здании Кировского областного краеведческого музея имени П.В. Алабина (г. Киров, ул. Спасская, 6) до 1 октября 2023 года.

-5