Найти тему

Его спектакли остались в памяти как волшебная шкатулка, набитая людьми, прекрасными и несчастливыми.

Оглавление
Владимир Туманов
Владимир Туманов

Сегодня исполнилось бы 70 лет выдающемуся режиссеру и педагогу Владимиру Туманову (19.09.1953 - 27.02.2020). Владимир Анатольевич поставил для Молодежного театра на Фонтанке несколько спектаклей, два которых сейчас идут на нашей сцене – это «Поздняя любовь» Александра Островского и «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой. Также ранее в репертуаре были его постановки «Лунные волки» по пьесам Нины Садур и «Двенадцатая ночь, или что угодно» Уильяма Шекспира.

Владимир Туманов работал в театрах России и Литвы, поставил около 30 спектаклей в Вильнюсском театре русской драмы. После возвращения в Россию Туманов стал одним из ведущих режиссеров Петербурга, получил театральные премии «Золотая маска» и «Золотой софит». В 2011 году он стал главным режиссером Театра на Васильевском.

Владимир Туманов на репетици спектакля "Фантазии Фарятьева". Молодежный театр на Фонтанке
Владимир Туманов на репетици спектакля "Фантазии Фарятьева". Молодежный театр на Фонтанке

Семен Спивак о Владимире Туманове

Владимир Туманов лет пять-шесть был верным, надежным «плечом» в создании нашего репертуара. Он поставил очень интересные, «живые» спектакли: незабываемые «Лунные волки», удивительная «Поздняя любовь», отвязная «Двенадцатая ночь», замечательные «Фантазии Фарятьева» стали неотделимой частью Молодежного театра на Фонтанке. Мы общались с Тумановым непростительно мало, но, думаю, оба ощущали, что мы — друзья в профессии. Было дело, даже сделали друг другу подсказки в работе над спектаклями…

Сцена из спектакля "Поздняя любовь", режиссер Владимир Туманов, Молоежный театр на Фонтанке
Сцена из спектакля "Поздняя любовь", режиссер Владимир Туманов, Молоежный театр на Фонтанке

В нем чувствовалась небывалая мощь, но одновременно с тем, что он бывал яростен, мог быть и очень нежным. Умел любить, но умел, думаю, и ненавидеть: был соткан из пар противоположных чувств. И был одним из интереснейших петербургских режиссеров.

Ольга Скорочкина о Владимире Туманове

Его спектакли остались в памяти как волшебная шкатулка, набитая людьми, прекрасными и несчастливыми. Он, кажется,больше ценил в актёрской игре оттенки и блики, душевные мимолетности — в срывах и счастье- чем яркие краски. Актеры в лучших его спектаклях играли как родственники из одной деревни поют на свадьбах и похоронах. Переплетение индивидуальных тем и голосов в одной общей печальной гармонии.

Сцена из спектакля "Лунные волки", режиссер Владимир Туманов, Молодежный театр на Фонтанке
Сцена из спектакля "Лунные волки", режиссер Владимир Туманов, Молодежный театр на Фонтанке

Без всякой гугл-подсказки вот лично в моей голове все эти дни звучат голоса из его спектаклей. Никуда от них не деться, да я и не пытаюсь. Потому что это не цитаты, а зарубки на сердце.

— Вы все наскоком гражданин, а жить то больно же…

— Мама моя будет звонить…Я есть или нет меня? Что я болтаюсь в этой пустоте без названия?!…

— Убирайтесь а не то я вас ударю! — Лучше обнимите меня…

— Как же кто кого может взять и бросить? Небросаемо ведь! все со всеми навеки! только глазами увидишь — уже все, до смерти…

— Господи сделай так, чтобы я не любила его больше!

— а как массовик вальсировал! Ему больно, а он танцует…

Режиссёр — он вобщем-то массовик-затейник в деревенском клубе: ему больно , а он танцует. Режиссер Владимир Туманов кое-что знал об умении вальсировать. Об Искусстве держать спину, форму, ритм. Преодолевая жизненную «хромоту» и тьму, вместе со своими актерами.(Петербургский театральный журнал, 29.02.20)

Елизавета Минина о Владимире Туманове.

Возьмет, бывало, пьесу, которую все читали, никто не понял, никто не помнит, все отложили уважительно, а он раз — и поставил, и ты сидишь смотришь — батюшки, а что ж я такое читал, как я это читал, там, оказывается, вон чего было-то! В ту пору как раз популярен стал среди критики пассаж «режиссер победил пьесу». Друзья хихикали — Севочка, может, стоит себя поберечь, не бороться с пьесами-то каждый раз, выбрать какую-нибудь по душе, которую ставить одно удовольствие, а не борьба. Отмахивался и дальше ставил что-нибудь такое этакое, которое никому бы в голову не пришло, а в его лохматую — приходило, и получалось, получалось же.

Сцена из спектакля "Двенадцатая ночь",режиссер Владимир Туманов, Молодежный театр на Фонтанке
Сцена из спектакля "Двенадцатая ночь",режиссер Владимир Туманов, Молодежный театр на Фонтанке

Лучшие тумановские спектакли — о людях, которые живут немножечко не здесь. Почти целиком здесь, понятны и очевидны, как твой сосед или ты сам, но маленькая частичка их живет в параллельной реальности своей параллельной жизнью. Там эти люди совсем не как ты и твой сосед, они едят яблоки, танцуют танго, играют на саксофоне и качаются на полумесяце, как мишка из мультика детства. Так внезапно распахивается окно в тот этот свет, и тебя смотрящего окатывает воздухом иного, другого, совершенного. На этой грани, на этом подоконнике, на этом лезвии, между «так» и «иначе» и творится та заповедная, неуловимая, невысказываемая магия, которая, собственно, и есть смысл всего. Сева Туманов, Владимир Анатольевич Туманов просто знал, что в каждом человеке есть окно в космос, в бездонность, в вечность, в мир, в котором так же больно, так же страшно, так же тяжело, но там снег в луче и звенящее сопрано, и можно жить, дядя Ваня, можно жить. (Петербургский театральный журнал, 29.02.20)