Учителя увольняются постоянно, но это не получает такую огласку на всю страну, как получил случай массового увольнения в начале учебного года сразу двенадцати педагогов из школы в Екатеринбурге.
Я знаю на данный момент, что несколько преподавателей ушли из школы №22 на Уралмаше на пенсию, один в декрет, и шестеро уволились по собственному желанию. Это много, и причины не называются. О них можно только догадываться.
Не от хорошей жизни учителя бегут из школ. Моя мама ушла из московской школы в конце мая этого года. Ее причина - это серьезная нагрузка и годы. Она ушла на пенсию, но из образовательных учреждений уходят и совсем молодые. Немного поработают и убегают, осознав для себя всю сложность.
После декрета и я не захотела возвращаться в школу в качестве учителя. Вернулась в другом качестве и не жалею.
Можно много рассуждать о причинах ухода из школ. Я назову ещё несколько.
Одной из главных причин ухода учителей с работы является низкая оплата труда и нагрузка, не соответствующая этой оплате. Педагогическая работа требует больших усилий и энергозатрат. У учителей уходит много времени на подготовку уроков, оценивание работ учеников, связь с родителями и участие в классных и во внеклассных мероприятиях. Однако за свои труды они получают недостаточное вознаграждение.
Столичные преподаватели получают достаточно, а вот от остальных я постоянно слышу жалобы. Даже просто еду на работу в пригородной электричке с коллегой, а она на весь вагон плачет, что на свою зарплату не может ничего позволить себе и своим детям, а требует с нее руководство с три короба.
Низкая зарплата заставляет учителей искать другие источники дохода или переходить на другую работу.
Слабо развита система психологической помощи учителям. Они не видят и перспектив карьерного роста. Это может создавать чувство неудовлетворенности и разочарования, что в конечном итоге приводит к оттоку учителей из школ.
Еще одна причина, по которой учителя уходят с работы, – недостаток ресурсов для работы. Не хватает финансирования и предметного оборудования, недостаточно места для проведения занятий, нет доступа к современным технологиям. В таких условиях тяжело работать и воплощать свои профессиональные идеи. Учителя ищут школы, где будут более комфортные условия и возможности для профессионального роста.
Для молодых учителей несоответствие между ожиданиями и реальностью может стать фактором ухода с работы.
А куда без большого количества стресса и нагрузок? Они сталкиваются с непослушными учениками, неадекватными родителями. Также часто происходит просто выгорание.
Решение этих проблем требует системных и структурных изменений в образовательной системе.
А тем временем нам в новостях говорят, что в школах всё нормально, нет препятствий для учебного процесса.
В Екатеринбургскую школу взяли 9 новых учителей, ещё трое приступят к своим обязанностям на днях. Также открытые вакансии не снимаются для того, чтобы взять ещё больше педагогов и облегчить нагрузку уже имеющимся. Да неужели? Значит, всё-таки нагрузка - главная причина оттока кадров.
А пока детектора екатеринбургских школ и Минпросвещения заявляют: дефицита педагогов нет и образовательный процесс ведётся в полном объеме.
Продолжим размышлять над причинами и последствиями ухода учителей из школ в комментариях.