Найти тему
ФедералПресс

Топливный кризис в России: как долго будут расти цены на бензин

НПЗ становится выгоднее продавать товар на экспорт.  Фото: ФедералПресс / Елена Майорова
НПЗ становится выгоднее продавать товар на экспорт. Фото: ФедералПресс / Елена Майорова

В конце августа на автомобильных заправках южных регионов страны начались перебои с бензином и дизелем. Вслед за пропажей топлива отмечают резкий скачок цен, стоимость Аи-95 может подняться до 80 рублей за литр. «ФедералПресс» разбирался, что происходит на топливном рынке страны и как правительству не допустить транспортного и промышленного коллапса.

Когда в РФ начались проблемы с топливом

Первые сообщения о проблемах на заправках начали появляться в конце лета. На юге страны ситуация усугублялась сельскохозяйственными работами – во время уборочной и посевной кампаний фермеры столкнулись с нехваткой горючего для техники. Из-за кратного роста оптовых цен независимые АЗС вынуждены резко повышать стоимость топлива в рознице или закрываться, а бензовозы в поисках полных нефтебаз начали пересекать по несколько регионов страны.

Особенность российского топливного рынка в том, что страна и добывает нефть, и перерабатывает ее в топливо. Зависимость России от мировых топливных кризисов минимальна: в стране функционирует замкнутая система обеспечения топливом, от добычи до переработки и логистики, поэтому до лета топливный кризис у нас казался невозможным. Соответственно проблемы с поставками также связаны с внутренними факторами.

Чтобы поднять вопрос на самом высоком уровне, председатель Ассоциации садоводов и питомниководов Ставропольского края Айдын Ширинов 4 сентября направил в Совет Федерации письмо, в котором сигнализировал о росте дизельного топлива до 40 %. В ситуацию вмешался и министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев, подняв вопрос на заседании комитетов по контролю и по аграрным вопросам Госдумы.

Что влияет на стоимость топлива

Несмотря на полностью зацикленную систему производства топлива в России, этот процесс остается технологически сложным. Главную роль здесь играют нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), которые и создают топливо из черного золота.

НПЗ получают сырье тремя способами: через прямые контракты с добывающими компаниями, на бирже через фьючерсные контракты (поставки с фиксированной датой в будущем по обговоренной цене) и на специальных хабах, где торгуют реальными партиями. Всего в стране работают 88 нефтеперерабатывающих предприятий, часть из которых находится на реконструкции. Именно это стало одним из факторов возникновения топливного кризиса в стране: несмотря на высокий спрос конца лета – начала осени, часть НПЗ были закрыты на плановые и внеплановые ремонты, что привело к производственному дефициту бензина и дизеля. Это потянуло за собой по принципу домино ряд других проблем. Так описывает сложившуюся в стране ситуацию с топливом экономист Леонид Хазанов.

«Дефицит бензина в сочетании с ростом цен на него обусловлен влиянием сразу нескольких взаимосвязанных факторов. Во-первых, на отдельных нефтеперерабатывающих заводах проводятся ремонтные работы, и на них на время выпуск топлива падает или прекращается вовсе. Во-вторых, увеличились сроки доставки бензина по сети РЖД. В-третьих, достаточно силен спрос на него из-за летнего сезона отпусков. И наконец, в-четвертых, ряд независимых операторов попросту прекратили закупать бензин из-за дисбаланса оптовых и розничных цен – им его продавать попросту стало нерентабельно», – рассказал Хазанов корреспонденту «ФедералПресс».

Таким образом, проблемы с производством топлива в сезон высокого спроса и увеличенное время российской логистики привели к образованию «бутылочного горлышка» производственной цепочки от добычи нефти до поступления бензина на заправочные станции. Ситуацию можно назвать кратковременной, считают эксперты, но есть и более глобальные, системные проблемы российского производства бензина, в том числе связанные с биржевыми котировками и падением курса рубля.

Так, при высоком спросе на бензин и высоком курсе доллара российским производителям намного интереснее и выгоднее продавать продукты на внешний рынок, в том числе в обход санкций, считает руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.

«Ситуация сложная и комплексная, здесь нельзя говорить о какой-то одной причине. Действительно можно наблюдать и рост мировых цен на нефть, и снижение курса рубля по отношению к доллару, и проблемы с закупками и логистикой. НПЗ становится выгоднее продавать товар на экспорт, а не на внутренний рынок, в том числе по серым схемам. Сам по себе период с конца марта по октябрь – время высокого спроса. Как внутреннего (потребление внутри страны), так и внешнего. При повышении спроса должно расти и предложение, чего не произошло, и мы имели дело с диссонансом поставок», – пояснил Баженов в беседе с «ФедералПресс».

Как России выйти из топливного кризиса

Основная проблема, по мнению эксперта Независимого топливного союза, лежит в системе распределения нефтепродуктов. Через торговлю на бирже идет и продажа свободных объемов нефти и топлива, и поставки на НПЗ, которые обеспечивают внутренний спрос страны. Если предложение на рынке недостаточное, даже за очень высокую цену топлива не хватает на всех покупателей. В таком случае, если биржа не фиксирует необходимые объемы для внутреннего спроса, отечественные заводы могут попросту остаться без сырья, продавая нефть за рубеж.

«Для решения этих проблем уже принимается ряд важных мер, в том числе обсуждается запрет на вывоз нефтепродуктов из России. Но эта мера не системная, это стоп-кран для остановки цен. Ситуация напоминает 2018 год, когда был резкий скачок цен на внутреннем рынке, вследствие чего упала маржинальность топлива. Тогда были приняты решения по снижению акцизов, что привело к нормализации цен», – отметил Баженов.

По мнению экспертов, ничего критичного для страны сейчас не происходит, просто сложившаяся на рынке ситуация привела к росту цен. Правительственным регуляторам стоит задуматься над механизмами ограничений контроля: это нормативы продажи через биржу, рассинхронизация ремонтов на НПЗ. Однако без внешнего вмешательства государства в регулирование топливного рынка мы можем в ближайшее время столкнуться с серьезным ростом цен.

«В подобной ситуации, если не будут предприняты экстренные меры, дефицит может усугубиться, цены на бензин продолжат рост и, например, марка Аи-92 вполне может достичь в ближайшие недели 50–60 рублей за литр, Аи-95 – 65–80 рублей за литр. Среди действий, которые могут стабилизировать ситуацию на топливном рынке, – введение пошлины на экспорт нефтепродуктов и блокировка цен на уровне правительства страны», – заключил Леонид Хазанов.

Также по этой теме советуем почитать материал о том, кому выгодны высокие цены на нефть и каков прогноз на 2023 год.

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова