Найти тему
Кабанов // Чтение

топ 5 интересных фактов об "абхазском Марке Твене" (Фазиль Искандер)

Фазиль Искандер родился в Сухуме в 1929 году. Когда его отца, перса по происхождению, депортировали в Иран, Фазиль вместе с братом и сестрой в девятилетнем возрасте оказался на воспитании в абхазской семье своей матери. С Абхазией будет связана как вся дальнейшая жизнь самого писателя, так и его литературных персонажей.

Фазиль Искандер (1929 - 2016), источник Яндекс картинки
Фазиль Искандер (1929 - 2016), источник Яндекс картинки

Поэт идет в прозаики

Первые литературные опыты Искандера были в поэзии. Первый стихотворный сборник “Горные тропы” Искандер отдал в печать в возрасте 27 лет. Сборник был тепло принят, но несмотря на это, под влиянием движения “молодой прозы” Юрия Казакова и Василия Аксенова, Искандер отдал предпочтение прозаической форме.

Фото "Яндекс картинки"
Фото "Яндекс картинки"

Созвездие Козлотура

Одно из самых популярных произведений Искандера “Созвездие Козлотура” (1966). Повесть рассказывает о молодом газетчике, вернувшимся на родину, в Абхазию, где он оказывается втянутым в рекламную кампанию доселе невиданного сельскохозяйственного животного – помеси козла и западнокавказского тура.

Созвездие Козлотура” в сатирической форме критиковало некоторые аспекты Советского быта и политики: популярные на то время взгляды и события, такие как печально известная псевдонаучная “генетическая теория Лысенко” (мичуринская агробиология) и провальная сельскохозяйственная кампания Никиты Хрущева.

Что примечательно, “Созвездие Козлотура” был пропущен цензурой в печать.

Фото "Яндекс картинки"
Фото "Яндекс картинки"

Чегем

Крупнейшую же по масштабу книгу Искандера, “Сандро из Чегема” цензура не пропустила. После многочисленных правок от изначального текста осталась треть. В таком виде его печатали аж до 1989 года.

  • В книге, как и во многих произведениях Искандера, местом действия была Абхазия. Сюжет рассказывал о жизни вымышленного села. Полный остроумных высказываний, роман разошелся на афоризмы. За рубежом он является самым известным произведением Искандера, которого в рекламных материалах называют “абхазским Марком Твеном”.

Очарование книги вылилось в создание пяти фильмов, основанных на частях романа.

Фото "Яндекс картинки"
Фото "Яндекс картинки"

Консерватор

Фазиль Искандер ушел из жизни в 2016 году, прожив насыщенную жизнь длиной в 87 лет. До самого конца он оставался верен своим старым привычкам, например для работы предпочитал пользоваться печатной машинкой вместо компьютера.

"Чувство юмора — это то понимание жизни, которое появляется у человека, подошедшего к краю бездонной пропасти, осторожно заглянувшего туда и тихонечко идущего обратно."

Фото "Яндекс картинки"
Фото "Яндекс картинки"
"Советский псих — самый нормальный в мире."

Политическое напряжение

Будучи общественным деятелем, Искандер дистанцировался от абхазских сепаратистских устремлений конца 80-х. Он критиковал и грузинскую, и абхазскую общины, указывая на их этнические предрассудки.

Вся его жизнь была неотделима связана с этим местом. Тем не менее свои работы он писал именно на русском языке. На вопрос “почему” Искандер однажды ответил, что родиной считает любимую всем сердцем Абхазию, но осознанно выбрал русскую культуру и считает себя русским писателем.

"Наш человек готов пойти на самое страшное преступление, если ему будет обещано равенство перед разбоем. Он понимает и принимает братство и равенство перед разбоем. Но он не понимает и не принимает братства в равенстве перед законом. Такого закона у него никогда не было, и то, что выдавало себя за такой закон, всегда было обманом. Тоска по равенству уходит в летучее равенство разбоя.
Разбой превращается в момент истины. Мечта о равенстве перед разбоем настолько его очаровывает, что он не только не думает о жалости к жертве, он заранее уверен в её вине хотя бы потому, что она для него бездуховна, как скот, и, следовательно, резать её можно, как скот.
Равенство перед разбоем не означает, что нажива у всех будет одинаковая. У каждого равные возможности перед разбоем, а дальше признаётся, что многое зависит от личной лихости, хитрости, беспощадности, везения.
Разбой, как это ни парадоксально, утоляет тоску по справедливому вознаграждению предприимчивости. Там, где нет в мирной жизни естественного вознаграждения за предприимчивость, то есть буржуазного права, там эта тоска утоляется через разбой и в момент разбоя. — "Человек и его окрестности".
  • Если Вам понравилась статья, ставьте лайк 👍 - это поможет каналу выжить. Подписывайтесь на канал, смело комментируйте, делайте репосты в соцсети.