Примерно во второй половине 70-х гг. была популярна песня в исполнении Ксении Георгиади со словами:
"Целый день, целый день, целый день
Заставляет тебя мама
Повторять, повторять, повторять
До-ре-ми-фа-соль-ля-си".
Строчки немудренные, а картинка вырисовывается объемная: ребенок, который вынужден заниматься ненавистными уроками музыки, в то время, когда нестерпимо хочется гулять или заняться чем-то более интересным, чем скучные гаммы...
Ситуация, когда родители больше самого ребенка мечтали о том, чтобы он получил музыкальное образование, была довольно распространенной для советского времени. А истоки ее, похоже, уходят корнями в одно значимое событие конца 50-х гг... Но об этом чуть позже.
Интерьерные жертвы взрослых
Пианино в советской квартире было часто встречающимся элементом интерьера, несмотря на всю громоздкость и довольно высокую стоимость этого предмета. Ради благой цели взрослые шли на серьезные жертвы, выделяя драгоценные квадратные метры под музыкальный инструмент, ну и соответственно, от ребенка требовали не менее серьезного отношения к урокам музыки.
Неудивительно, что те дети, которые не горели любовью к подобным занятиям, шли на разные уловки, лишь бы избежать подобного "удовольствия" - прогуливали "музыкалку", спустя рукава отрабатывали заданное на дом, симулировали заболевания. Но, разумеется, были и те, кто с удовольствием учился всему, что могло дать музыкальное образование и даже связывали с этим занятием свою дальнейшую профессиональную деятельность.
Платное образование
Попасть в музыкальную школу было далеко не просто: количество желающих обычно превышало количество свободных мест. Особенно востребованным был класс фортепиано - "фоно", как его обычно называли сами учащиеся. Если же не удавалось поступить на это отделение, то оставалась скрипка и менее популярные класс баяна или духовых инструментов.
Родительское стремление обеспечить ребенку хорошее музыкальное образование было настолько сильным, что его не пугали никакие препятствия: ни то, что обучение было платным, ни то, что очередь на прокатное пианино была расписана на годы вперед, а собственный инструмент (пианино имеется в виду) обходился в несколько сотен рублей.
Ну а то, что в любой районной музыкальной школе желающих было больше, чем вакантных мест, тоже не останавливало тех, кто "видел цель и не замечал препятствий" - кто-то отсеивался через пару месяцев, когда ребенок понимал, что сесть и сыграть через неделю после начала занятий "Лунную сонату" не получится: кто-то держался чуть дольше, но в итоге тоже освобождал заветное местечко.
Музыкальные "вечёрки"
Со стороны государства тоже была сделана попытка решить задачу с нехваткой мест собственными силами. Во второй половине 50-х гг. в Москве прошел первый международный конкурс для скрипачей и пианистов. Молодые таланты, получившие призы на этом конкурсе, обретали возможность строить свою профессиональную карьеру уже на международном уровне.
Понятно, что такие перспективы казались очень привлекательными родителям юных дарований: их ребенок гастролирует по всему миру, выступает в самых известных концертных залах, его имя у всех на слуху... Конечно же, после завершения этого конкурса все музыкальные школы моментально оказались переполненными.
Первой, как это часто бывало в советское время, на проблему откликнулась столица: было принято решение открыть несколько вечерних музыкальных школ - для тех, кто не смог попасть в классические дневные, но горячо мечтал о карьере музыканта.
Справедливости ради нужно отметить, что и до того резонансного конкурса предпринимались скромные попытки ввести вечернюю систему музыкального образования, но посещать "музыкалку" после обычной школы было довольно сложно - и морально, и физически. Поэтому такая форма обучения не пользовалась популярностью ровно до того момента, когда попасть в музыкальную школу стало делом невероятно сложным.
Обучение в "вечёрках" ничем не отличалось от "дневных" музыкальных школ: те же классы, та же необходимость посещать сольфеджио и хор, та же самая отработка гамм дома, та же оплата за обучение, и, как это можно было предположить, та же самая "текучка" из несостоявшихся музыкантов...
И по сей день сегодня в некоторых квартирах можно встретить те самые блестящие полированными боками пианино, ради которых когда-то двигали шкафы и освобождали место, брали в долг деньги у знакомых или записывались в очередь в пункте проката. Ну а те, для кого эти инструменты покупались, иногда даже могут вспомнить, как сыграть что-нибудь вроде "К Элизе"...
А вам приходилось посещать музыкальную школу или заниматься с частным преподавателем? Это было ваше желание или родители мечтали, чтобы вы учились музыке?
************************************************************
«Жизнь в СССР» — тематическая группа ВКонтакте
************************************************************
Советская детская книга, изданная в 30-е годы и популярная до сих пор