Найти тему

Наставник или трекер?

Оглавление

Любой человек, который стремится к профессиональному и личностному росту, рано или поздно приходит к теме наставничества в самом широком смысле этого слова. Поговорим о том, можно ли считать трекинг разновидностью менторства, в чем отличие от бизнес-психолога и почему все они рано или поздно станут трекерами.

Коуч

Для чего предпринимателю нужен коуч? Все просто – чтобы в тандеме работать над будущим. Они выясняют, кем клиент видит себя через какое-то конкретное время, определяют страхи и ограничения, прописывают «дорожную карту» и рука об руку идут к заданной цели. Другими словами, коуч работает непосредственно с человеком, его мышлением и будущим.

Трекер в данном случае фокусируется на настоящем и взаимодействует не только с собственником, а с бизнесом в целом. Чтобы понять, на каком этапе развития находится компания, трекеру необходимо уйти на глубину. Одна из самых распространенных проблем предпринимателей – тоннельное мышление, зашоренный взгляд, иллюзии и, как следствие, много действий и мало результатов.

Трекер приходит работать с фактами и цифрами, погружается в бизнес, но не «варится» в нем. Он видит картину целиком и понимает, на что обратить внимание, чтобы все наконец заработало и стартануло.

Итого: работа с бизнесом и с бизнес-инструментами, а не лично с предпринимателем – основное отличие трекера от коуча

В методологии трекинга используются коучинговые механики. Например, в «Обучении трекингу Артема Азевича» есть отдельный блок, посвященный именно этому инструменту. Это суперполезная история в работе с людьми, так как трекеру необходимо понимать мотивацию человека и уметь работать с его мышлением. Не в лоб закладывать идеи и давать четкие инструкции, а сделать так, чтобы через вопросы-ответы и последующий анализ собственник сам понимал, куда и как ему лучше всего двигаться. Это очень ценные навыки для эксперта.

Бизнес-психологи

С психологами еще проще. Если коуч работает с будущим, то психолог – с прошлым. Он говорит: «Давай-ка посмотрим, что у тебя было в детстве, на отношения с родителями, какие у тебя благоприобретенные травмы, куда ты проявлял злость и агрессию. Что было, когда ты впервые в жизни хотел чего-то достичь, например, отжать игрушку в песочнице? Кто на тебя наорал в тот момент и запретил это делать? И вот сегодня тебе надо взять контракт, а ты не можешь, ты смущаешься и краснеешь». Психологи ищут в прошлом негативные паттерны, которые влияют на всю жизнь, прорабатывают их и таким образом дают возможность идти дальше.

Трекер с такими вещами не работает. Но иногда, примерно в 15% случаев, бывает так, что проблема не в бизнесе, а в голове – в людских страхах и ограничениях. Если трекер это видит, то действительно может посоветовать обратиться к бизнес-психологу.

История из практики Артема Азевича

Есть предприниматель Петр (имя взято с потолка по понятным причинам) , который хочет много денег. При этом у него два продукта в бизнесе. Один старенький, отработанный до дыр, но приносящий прибыль. Второй совсем новый, подающий надежды, вызывающий вдохновение, но мало зарабатывающий.

Масштабировать надо продукт, который много зарабатывает – именно там основные ближайшие точки роста в деньгах. Но Петр махнул на него рукой, разлюбил. Он ведь старый и ничего интересного там уже нет, фигня какая-то. А вот новый – это да, это ого-го! Мы его делаем, это круто и приносит много радости и счастья.

По факту, что произошло? Обесценивание первого продукта. А закон жизни прост, как три копейки: если что-то обесценивается, оно не растет, не развивается и хиреет.Как следствие – мало денег, а они могли бы быть пущены на развитие нового детища.

В этом случае возможен совет – проработать момент с психологом, чтобы перестать забивать на важное и плодоносящее.

Ментор

У трекера есть три ключевые метрики, по которым можно отследить его эффективность как специалиста.

Первая – это NPS (индекс потребительской лояльности) . Нужно, чтобы с трекером было кайфово, чтобы каждая встреча была вдохновляющим событием и люди шли на нее с горящими глазами, а не плелись с мыслями «опять эта планерка, а ну ее в болото». Надо, чтобы люди после встречи говорили, как с ним интересно! Мы все время узнаем что-то новое о себе, о бизнесе, о возможностях. Другими словами, трекер должен быть крутым тренером – главным локомотивом команды.

Второе – это бизнес-инструменты. Одна из важнейших задач трекера – поменять мышление собственника. Покорение новых высот невозможно без крутых изменений. Трекер постоянно думает, что должно поменяться в человеке и бизнесе, как рентген видит неработающие паттерны поведения, ломает их, чтобы человек сменил траекторию движения и начал путь на новую высоту. Эти метаморфозы внедряются через команду, регулярный менеджмент, финансовую отчетность и так далее – по-разному, всеми доступными методами. Глобально, трекер меняет бизнес-культуру компании.

Третий момент – это деньги. Если трекеру действительно удается сломать привычные паттерны и поменять бизнес, то всегда будет рост в деньгах. Это аксиома.

У менторов как правило нет методологии и подобных метрик. Они просто заявляют, что вот точка, куда мы идем. А как мы туда идем? Как получится, точной траектории пути нет. Но знай, я всегда с тобой!

Этика наставника

Есть мнение, что если человек сам не сколотил многомиллиардное состояние, не выстроил несколько крутых бизнесов, то как он может учить других? В этом есть и правда и неправда. Безусловно, опыт – это неоспоримое преимущество. Но будет ли он главным козырем, если отсутствуют навыки действительно крутого тренера? А трекер – это как раз тот самый крутой тренер. Крайне важный критерий эффективности – это кейсы клиентов. Ключевая метрика – количество доведенных до цели бизнесов, а не собственные достижения.

На данном этапе развития трекинга, специалист часто работает в связке с коучами и психологами. Потому что трекер взаимодействует с бизнесом, а они – с другим аспектами. При этом тенденция идет к тому, что многие наставники и бизнес-психологи переходят на сторону трекинга, ведь это развитие, это высокие планки, что-то новое и свежее – мейнстрим. Есть все шансы, что менторы будут вынуждены стать трекерами и думать немного иначе. У них должна появиться методология, работа на результат и вот это вот все. По факту, трекинг – это про то, как достигать выдающихся результатов руками команды. И за этим огромное будущее.

Самое важное и интересное о новой профессии - в телеграм-канале «Азевич про трекинг». Подписывайтесь, чтобы не упустить шанс на миллион... и не один.