На фоне панельной многоэтажки и брусьев с облупившейся краской в обычном воронежском дворе еще более фантастичным смотрится сверкающий костюм Железного человека – того самого Тони Старка из вселенной «Мстителей». Кажется, что эту атрибутику только-только привезли со съемочной площадки.
А помните нелепых штурмовиков из саги «Звездные воины»? Тех, что бегали в белоснежной форме? Оказывается, и этот образ можно примерить на себя. Правда, скажем сразу, удовольствие – не дешевое.
Почувствовать себя героем воронежцам и не только помогает 28-летний Алрухаими Кайзер. Переехавший в наш город из Ирака создает своими руками удивительно точные копии костюмов и масок персонажей из популярных фильмов и видеоигр. Корреспондент «Обозреватель.Врн» пообщалась с необычным мастером, разузнала о его творческом пути и о том, какое образование нужно получить, чтобы создавать такие фантастические костюмы.
– Какой была ваша первая работа?
– Изначально я занимался созданием живых статуй, наверное, вы видели на городских праздниках подобные. Человек, загримированный под статую, стоит в одной позе, а когда с ним начинают фотографироваться или как-то взаимодействовать, он движется, тем самым вызывая у людей реакцию. Я создал всего 36 таких костюмов и сам же в них выступал. Я попал в эту сферу, когда мне было 20 лет, через своего знакомого, который уже давно занимался этим. Решил просто попробовать, и у меня начало хорошо получаться. Нас начали возить на различные фестивали. Потом я познакомился с, пожалуй, самым первым создателем таких костюмов в Воронеже. Я спросил его, почему он не хочет создать что-то новое. У него в арсенале были костюмы, которые уже все видели, и в них уже не было никакой загадки, они даже не всем детям были интересны. Я предложил ему создать «парящие» живые статуи. Сам соорудил конструкцию, опираясь на законы физики, чтобы визуально было непонятно, как человек держится в воздухе. Людям очень нравились наши представления, я собирал вокруг себя толпы, многие кидали деньги, и все шло хорошо.
Но когда появился Covid-19, массовые мероприятия начали отменять, мои костюмы пылились в гараже. Тогда я подумал, что хочу создать что-то новое, чтобы мои образы можно было использовать не только на праздниках – так появились мои первые маски и костюмы для косплеев (перевоплощения в персонажей компьютерных игр, кинематографа, литературы, комиксов – от авт.). Я создал костюм Железного человека из одноименного фильма, маску Хищника, обличие штурмовиков из «Звездных воин» и так далее. Меня почти не поддерживали в моих начинаниях, называли мое увлечение детским, но я все равно продолжал и продолжаю, мне это нравится.
– Сколько вы занимаетесь созданием костюмов?
– Созданием именно косплейных костюмов уже полтора года.
– Это ваш основной вид заработка?
– Я приехал в Воронеж из Ирака, моей родины, когда мне было 18 лет, поступил в ВГМУ и отучился на врача. Сейчас работаю по профессии и получаю еще одно образование – учусь на офтальмолога. Это мой основной вид заработка, и я пока не собираюсь менять свою постоянную работу. Создание костюмов для меня лишь хобби, которым я занимаюсь в свободное от работы время.
– Что вам помогает создавать настолько точные фигуры?
– Я не учился этому где-то специально, я самоучка. Все приходило путем проб и ошибок, только на опыте понял, как правильно, учел недостатки. До сих пор совершенствую свои навыки. Размеры изначально подгонял под себя, первые костюмы делал на свои данные. Последующие работы просто рассчитываю, исходя из элементарной формулы пропорций.
– Как происходит процесс создания костюмов?
– Основные детали программирую и печатаю на 3D-принтере – сейчас у меня уже четыре таких аппарата. Затем собираю вручную части, шпаклюю, крашу, покрываю лаком, придумываю механизмы, чтобы костюм был автоматизированным в некоторых частях. У Железного человека, например, сделал кнопку, при нажатии которой открывается шлем.
Когда я делаю костюмы на продажу, отправляю заказчику пошаговый отчет моих действий с фотографиями, чтобы точно сделать все так, как хочет покупатель. Записываю подробную видеоинструкцию с объяснениями, как правильно пользоваться костюмом, как его надеть и снять. Еще я всегда предупреждаю своих клиентов, если что-то сломается или выйдет из строя, я готов взять костюм на ремонт, клиент платит в таком случае только за доставку.
– Сколько времени занимает у вас создание одного костюма? Какая работа была самой сложной для вас?
– Только принтер печатает деталь около семи часов, но еще нужно время и на дальнейшую работу, которую я могу выполнить только руками. Мой самый большой и дорогой проект – это костюм Железного человека. Детали к нему печатались около 16 дней, а вся работа заняла у меня ровно месяц, при условии, что мне пришлось ускориться. Он стоит 95 тыс. рублей.
– Были ли прецеденты с возвратом?
– Часто случается, что люди не слушают мои рекомендации по использованию и ломают костюмы или просто не понимают, что они изнашиваются и когда-то придут в негодность, как и машина, например. Их же в основном покупают аниматоры для работы, а они зачастую не очень порядочно себя ведут в этом плане и могут обвинить тебя в своих же ошибках. Я тем не менее всегда стараюсь с человеком договориться, объяснить ему все и не откажусь взять костюм обратно, чтобы починить или вообще выкупить его.
– Для чего чаще всего покупают ваши изделия?
– Мои покупатели делятся на три категории. Первая – аниматоры, которые используют костюмы в работе. Вторая – фанаты каких-либо фильмов или игр, которые хотят ощутить себя любимым персонажем. Третья – люди, которые покупают работы в качестве сувенира или подарка. Одному мальчику я, например, делал шлем Железного человека и подписал: «От Тони Старка». Надеюсь, он был рад такому подарку.
– Встречались необычные покупатели?
– Все мои покупатели из категории фанатов – это всегда очень интересные люди. Они часто говорят мне, что чувствуют себя совсем иначе, когда имеют возможность надеть костюм и превратиться в любимого персонажа. Была такая девочка Ксения, она заказала у меня костюм Мандалорца из саги «Звездные воины», она была так счастлива, что присылала мне видео в костюме, делилась своими впечатлениями.
– Покупали ли когда-нибудь ваши костюмы люди из других городов или может быть стран?
– Был как-то заказ парней из США, но они заказывали костюм другу из России. Очень много людей заказывает из других городов, я даже особо не обращаю внимания на город, мне важнее увидеть, какое расстояние для доставки.
– Какой костюм пользуется у вас наибольшим спросом?
– Шлем железного человека, костюм штурмовика и маска из игры Call of Duty.
– Делали ли вы когда-то костюмы для спектаклей или чего-нибудь подобного?
– Пару раз мне предлагали создать костюмы для фильмов, но оба раза как-то не срослось
– Когда-нибудь задумывались над тем, чтобы создать свой бренд или открыть магазин для продажи своих изделий у нас в городе?
– Мне не совсем это выгодно, потому что придется увеличивать количество товаров, а у меня просто физически не хватит времени на это. Это ведь просто хобби, у меня все время уходит в основном на мою работу, я пока не готов это менять. Я пытался перебраться на маркетплейсы, но мне не очень подходят эти платформы. Меня не устраивает, что мои костюмы смогут мерить и отсылать назад, да и возврат действует две недели, за это время человек может воспользоваться костюмом в своих целях и вернуть его назад. Еще я очень буду переживать за их целостность, это ведь тонкая работа, которую легко испортить при неправильном использовании.
Елизавета Титова