Найти тему
Катехон

Global Gateway — стратегия ЕС

Оглавление

Европейские инициативы по партнёрству направлены на установление доминирования евро-аталнтической неолиберальной парадигмы по всему миру

ЕС является крупным геоэкономическим актором и пытается позиционировать себя в качестве донора, помогающего другим странам. ЕС ежегодно тратит десятки миллиардов евро в качестве «помощи» для более ста стран в мире, что составляет около половины официальной помощи ОЭСР в целях развития. При этом заметно, что ЕС старается дискредитировать другие государства, оказывающие помощь различным странам, в частности Китай и Россию. Но поскольку Китай и Россия проводят другую политику помощи и кредитования, в отличие от ЕС, то Брюсселю приходится изворачиваться и корректировать свои программы. Но, несмотря на то, что в ряде проектов ЕС всё же есть пакеты, которые можно назвать помощью, в них всегда присутствует политический элемент, что говорит об определённых целях ЕС.

Одним из последних комплексных проектов по навязыванию своей повестки под видом помощи является инициатива ЕС Global Gateway. Официально значится, что «Global Gateway — это вклад ЕС в сокращение глобального инвестиционного разрыва во всём мире. Это соответствует обязательству лидеров G7 с июня 2021 года начать основанное на ценностях, высоких стандартах и прозрачности инфраструктурное партнёрство для удовлетворения глобальных потребностей в развитии инфраструктуры. Global Gateway также полностью соответствует Повестке дня ООН на период до 2030 года и её целям в области устойчивого развития, а ещё и Парижскому соглашению».

Но даже внутри ЕС стратегия Global Gateway подверглась критике, поскольку она в значительной степени ограничивается переупаковкой ранее существовавших инициатив. То есть, можно проследить её реальные цели вместо заявленных. При этом нужно отметить, что инициатива опирается на новый европейский инструмент NDICI-Global Europe, который представляет собой значительное изменение в отношении амбиций европейской политики сотрудничества.

Как она работает

В 2021 году был принят Глобальный документ о добрососедстве, развитии и международном сотрудничестве (NDICI). Этот инструмент, ответственный за финансирование и реализацию мероприятий ЕС в области развития в течение финансового цикла 2021–27 годах, объединяет мандаты различных предыдущих инструментов в единый инструмент. К ним относятся, среди прочего,

  • Европейский фонд развития, предназначенный для стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ) и заморских стран и территорий (ОКТ), который отличался исключительной особенностью финансирования вне пределов бюджета (теперь это относится только к ОКТ);
  • Европейский инструмент соседства;
  • инструмент финансирования сотрудничества в целях развития, который направляет помощь в Азию, Центральную Азию, Ближний Восток, Латинскую Америку и Южную Африку; и
  • инструмент, способствующий стабильности и миру.

Это было принято Европейской комиссией в 2018 году.

В рамках Глобального европейского инструмента NDICI дополнительно действует Европейский фонд устойчивого развития Плюс (EFSD+), преемник Европейского фонда устойчивого развития (EFSD), который оказывает финансовую поддержку инвестициям в развитие по всему миру. EFSD+ сопровождается гарантией внешнего действия, которая включает в себя мандат Европейского инвестиционного банка по предоставлению внешних займов.

Объединение всех этих инструментов в Global Europe-NDICI придаёт этому новому инструменту гораздо более широкий географический и тематический охват, а также мандат, который выходит за рамки традиционных целей развития, таких как искоренение бедности, и включает геополитические понятия и понятия безопасности, такие как стабильность и мир. Геополитическая направленность европейского сотрудничества отражается не только в широте задач, но и в том весе, который приобретает соседство в этом контексте. Регламент NDICI включает ряд конкретных положений по вопросам соседства, которые включают контроль за миграционными потоками и выделение относительно значительных средств на решение этой проблемы (19 миллиардов евро, вторая по величине сумма после 29 миллиардов евро, выделенных на всю Африку к югу от Сахары).

Конечным проявлением интеграции и геополитизации помощи является её финансирование. Поскольку Глобальный инструмент Европа-NDICI также поглощает бывший EDF, европейское сотрудничество в целях развития теперь полностью финансируется из бюджетов ЕС, тем самым отводя большую роль Европейской комиссии и, в определённой степени, в Европейский парламент. Более того, его 79,5 млрд евро превышает общие суммы, выделенные на предыдущие инструменты, несмотря на то, что в него не включён вклад Великобритании, что указывает на растущее значение, придаваемое внешнему прогнозированию ЕС.

В то же время усилия по повышению согласованности и интегрированности действий ЕС во внешней политике и в области развития привели к принятию в 2020 году так называемого подхода Team Europe к европейскому сотрудничеству. Это попытка повысить узнаваемость ЕС в мире как субъекта, если не монолитного, то обладающего внутренней согласованностью и более тесным и эффективным сотрудничеством между его членами, а также представить себя таковым перед своими внешними партнёрами. Таким образом, недавняя эволюция политики ЕС в области сотрудничества в целях развития охватывает последнюю и остальную европейскую внешнюю политику в рамках единого видения и стратегии, тем самым объединяя их цели, заинтересованные стороны, динамику власти и влияние.

В этом геостратегическом контексте, усугубляемом, кроме того, воздействием пандемии на развитие и всего семью годами, которые остаются до 2030 года – крайнего срока для достижения целей устойчивого развития, – возникла инициатива Global Gateway. Он был объявлен президентом Европейской комиссии Урсулой Фон дер Ляйен в сентябре 2021 года в качестве инструмента реагирования на потребность в «устойчивых и надёжных связях, которые работают на благо людей и планеты». Другими словами, Global Gateway стремится содействовать внешним действиям ЕС в области подключения и инфраструктуры и стремится достичь этой цели путём мобилизации инвестиций в размере 300 миллиардов евро в цифровой сектор, климат и энергетику, транспорт, здравоохранение, образование и научные исследования.

Важно подчеркнуть, что Global Gateway — это мероприятие по повышению видимости, имиджа и согласованности внешней деятельности ЕС посредством его международного сотрудничества, которое преподносится как «позитивное предложение» для его партнёров на том основании, что оно обладает рядом преимуществ, таких как его устойчивость и нормативно-правовая база. В соответствии с этим направлением инициатива официально будет основываться на шести принципах:

  1. демократические ценности и высокие стандарты;
  2. благое управление и прозрачность;
  3. равноправные партнёрства;
  4. экологичность и чистота;
  5. ориентация на безопасность;
  6. стимулирование инвестиций частного сектора.

Этим, по словам самой фон дер Ляйен, ЕС стремится укрепить свою роль в мировом порядке, тем самым реагируя на рост мирового присутствия Китая, особенно в секторах, связанных с инфраструктурой и цифровыми коммуникациями. Таким образом, инициатива Global Gateway не предполагает нового пакета финансирования, а скорее уточняет, унифицирует и координирует европейскую внешнюю деятельность, финансируемую за счёт уже существующих фондов и инструментов, используя подход Team Europe.

Таким образом, объявленная мобилизация ресурсов относится к средствам, которые поступят в первую очередь из Глобального европейского инструмента NDICI и его EFSD+ и гарантии внешних действий. Кроме того, предусмотрено финансирование за счёт других инструментов, таких как Инструмент содействия перед вступлением III, Interreg, InvestEU и Horizon Europe, а также тех средств, которые сотрудничество каждого государства-члена может мобилизовать посредством комбинированного финансирования. Наконец, также рассматривается возможность создания Европейского экспортно-кредитного агентства для повышения конкурентоспособности европейских компаний в странах-партнёрах, хотя на данный момент ощутимого прогресса по этому предложению достигнуто не было.

По факту реализация стратегии шла медленно. Первоначально было решено включить в Global Gateway ряд европейских проектов, которые служили бы пилотными и показательными, и способствовали бы узнаваемости ЕС на местах и в глазах его партнёров. В этот первый список вошли такие проекты, как волоконно-оптический кабель Medusa для соединения Европы и Северной Африки, расширение волоконно-оптического кабеля BELLA между Европой и Центральной Америкой и Карибским бассейном, Трансбалканский коридор электроснабжения в Восточной Европе, партнёрство в области экологически чистого водорода и критически важного сырья с Намибией и Казахстаном, а также проект «Зелёный водород», в частности, с Египтом; впоследствии к этой подборке были добавлены другие проекты.

Global Gateway против Китая

В ЕС также надеются с помощью Global Gateway выдавить инициативу «Пояс и путь» (BRI) Китая, поскольку считают, что страны-партнёры, подписавшие меморандумы о взаимопонимании по BRI, остались разочарованы, и они сталкиваются с долговыми проблемами. Это связано с проблемами регулирования инициативы, такими как отсутствие прозрачности. Примечателен также традиционно полу- или неконфессиональный подход Китая, на долю которого до 2017 года приходился 81% финансирования развития и соотношение займов к пожертвованиям (первые перевешивают вторые в соотношении до 31 к 1), и тот факт, что китайские проекты внесли значительный вклад во внешний долг таких стран, как Джибути, Ангола, Лаос, Мальдивы, Монголия и Черногория. В более общем плане, по оценкам, до 2021 года 35% проектов в портфеле BRI столкнулись с серьёзными проблемами при внедрении, включая общественные протесты, коррупционные скандалы, нарушения трудового законодательства и экологические проблемы. Более того, многие из этих проектов были сомнительно рентабельны для Китая, где власти стали менее заинтересованы в финансировании грандиозных инфраструктурных проектов и более тщательно подходить к управлению экономическими и репутационными рисками, возникающими в случае их провала. Это привело к публикации множества официальных стратегий, направленных на превращение BRI в более устойчивую инициативу с проектами более высокого качества. В Китае также считают, что растёт геополитический риск, что требует приоритизации большей промышленной и технологической автономии со стороны Китая.

Тем не менее в сентябре 2021 года Китай запустил свою Глобальную инициативу в области развития (GDI), чтобы укрепить свой международный авторитет в качестве поставщика помощи в целях развития. Эту новую инициативу уже поддерживают более 60 стран в рамках Группы друзей GDI при Организации Объединённых Наций. Это было начато параллельно и в качестве дополнительной инициативы к проекту BRI. В то время как последний в большей степени ориентирован на рынок, в котором участие частного сектора является приоритетным, GDI ближе к «традиционному» фокусу на сотрудничестве в целях развития. В финансовом отношении GDI финансируется за счёт средств помощи через Китайское агентство международного сотрудничества в целях развития (CIDCA) и за счёт взносов Китая в международные программы и инициативы. Тематически его восемью приоритетами сотрудничества являются: сокращение бедности, продовольственная безопасность, реагирование на COVID-19 и вакцины, финансирование развития, изменение климата и экологическое развитие, индустриализация, цифровая экономика и подключение к интернету.

Ещё более значительным является что с помощью GDI Китай подкрепляет свою активную позицию по легитимизации модели развития, которая не связана с управлением и индивидуальными, гражданскими и политическими правами, как это делают на Западе. В этом контексте запуск Global Gateway ЕС был в подавляющем большинстве случаев реакцией на геополитические и регулятивные вызовы, которые представляет BRI для ЕС. Эту озабоченность разделяют партнёры ЕС, которые выступили с аналогичными инициативами, такими как Build Back Better (США). Были созданы двусторонние и мини-боковые платформы, такие как Партнёрство по глобальной инфраструктуре и инвестициям или Партнёрство ЕС-Япония по устойчивому подключению и качественной инфраструктуре. В ЕС продумывают, как подорвать усилия Китая, например, за счёт мобилизации большего объёма частного капитала в Global Gateway, поскольку его техническое сотрудничество позволяет, помимо многого другого, привлекать капитал на стадии планирования проектов; а также за счёт объединения Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), а также национальных банков развития.