Доля неоплачиваемых отпусков во второй половине 2022-го – начале 2023 года выросла до 9–10% — это максимальные значения за последние 12 лет, следует из статьи замдиректора Центра трудовых исследований Ростислава Капелюшникова.
И дело не в том, что граждане пытаются "прирезать" несколько дополнительных дней к оплачиваемому отдыху. Отпуск без сохранения зарплаты — одна из форм неполной занятости и экономии на зарплатах. За последние годы число людей, отдыхающих за свой счет, постепенно росло. В 2010-х годах этот показатель составлял 5–6%, затем вырос до 7–9%. Но после введения антироссийских санкций уровень неоплачиваемых отпусков достиг рекордно высоких отметок.
Дело в том, что многие предприятия усилили давление на сотрудников. Таким образом компании "подстраиваются под новые кризисные условия". В некоторых сферах деятельности компании стали массово заставлять персонал переходить на полставки или идти в отпуск за свой счет, в частности, в автомобилестроении под это подпали 57% сотрудников, в гостиничном бизнесе — 30%, на авиационном транспорте — 26%. И это значит, что Россия не использует санкции как окно возможностей для импортозамещения.
Но на ТВ нам опять расскажут про "рекордно низкую безработицу" и про то, что экономика уже вышла из кризиса.