Из чего бы ни были сотворены наши души, его и моя едины.
«Грозовой перевал», Эмили Бронте
На киноэкранах вышел последний фильм многострадальной подростковой саги «После» по одноименному бестселлеру Анны Тодд. Одна из наших авторов и большая поклонница саги Диана Агаларови проведет экскурсию по киновселенной и расскажет о новом пятом фильме «После.Навсегда» (2023).
Изначально автор Анна Тодд задумала написать «ванильную» версию или фанфик популярного романа «Пятьдесят оттенков серого» Эрики Л. Джеймс. Будучи поклонницей группы One Direction, она списала образ своего главного героя Хардина Скотта с лидера группы Гарри Стайлса, а его антагониста Зэда — с Зэйна Малика. На тот момент популярная самиздатовская платформа Wattpad в 2013 году опубликовала ее дебютный роман «После», но девушка даже не представляла, какую популярность он наберет, и что когда-нибудь исполнится мечта всех ее фанатов. А уже в 2019 году вышел первый фильм.
«После» — это история о сложных любовных отношениях между нежной девушкой Тессой Янг, поклонницей английской литературы, и Хардином Скоттом, классическим «плохим мальчиком». Противоположности притягиваются: они как частички с разными полюсами, у обоих сложная жизнь с непредсказуемыми поворотами. Но создатели решили не мудрствовать: за основу истории раз за разом берется один и тот же конструкт. Все фильмы саги в основном построены на эмоциональных качелях в отношениях Хессы (*Хардина и Тессы — сокращение от фанатов книги): влюбленные расстаются и снова встречаются, преодолевая каждый раз новые трудности. То мать не поддержала Тессу с выбором молодого человека, то Хардин страдает из-за прошлого своей семьи. А самая главная проблема — отношения героев построены на лжи, которая конечно же раскроется при неприятных условиях.
Все эти подростковые страсти в фильме сопровождаются бесконечными постельными сценами, к сожалению, неоправданными и даже порой визуально неприятными. В какой-то мере создатели «списали» все трудности подросткового периода на гормональные взрывы, оправдывая ими и сюжетные повороты фильмов. Но правда в том, что излишняя сексуализация была для них простым решением для повышения ажиотажа среди подростковой аудитории. Они и сами не заметили, как, концентрируясь на форме, снизили смысловую нагрузку содержания до «примитивных» проблем.
При этом главные герои часто цитируют классическую литературу, сравнивая себя с героями то «Грозового перевала», то «Гордости и предубеждения». Молодой человек покоряет сердце Тессы именно тем, что он влюблен в английскую литературу не меньше, чем она. Вспомним, что любовь к поэзии была и у главной героини «Пятидесяти оттенков серого» Анастейши Стил. И так же, как и Кристиан Грей, Хардин Скотт дарит Тессе эксклюзивные книжные тома ее любимых писательниц. Обе героини видят сходство своих возлюбленных с Мистером Дарси: их нравы упрямы, а характеры настолько тяжелые, что девушки только и мечтают спасти своих любимых от самих себя.
Однако поэтичность фильма совершенно теряется на фоне технических осечек. Если первая часть была продумана до мелочей, то в следующих четырех в некоторых сценах не чувствуется логики не только в истории, но и в монтаже. Обрыв красивых сцен с бессвязным перескоком во времени или пространстве режет глаз. Сюжет каждого фильма, который является адаптацией одного из томов с содержанием более чем в пятьсот страниц, насильно сжат в полтора часа экранного времени. Даже не смотря на тот факт, что автор Анна Тодд сама участвовала в написании сценариев, в них не чувствуется и доли книжной глубины. Все это приводит к неутешительному выводу, что фильм снят только с коммерческой целью нажиться на фанатах.
Спешка создателей поскорее заработать на франшизе никак не могла помешать съемкам даже при учете того, что частично они выпали на ковидное время. И это серьезно сказалось на актерском составе: со второго фильма последовали замены (хотя бы не главных героев). За пять фильмов одного и того же второстепенного героя сыграли два-три актера. Так, например, роль сводного брата главного героя исполнял то Шэйн Пол МакГи, то Чэнс Пердомо.
Единственное, что не упущено в фильмах — это оригинальный юмор и знаковые фразы, которые, к сожалению, поймет только прочитавший книгу и знающий ее наизусть. Взрослый зритель, который не в теме происходящего, может лишь слегка улыбнуться, вспомнив с ностальгией свои «молодые» годы.
Последний пятый фильм погружает главного героя в экзистенциальный кризис: любимая ушла, с творчеством наступили сложности, совесть грызет за совершенные ошибки. По наводке матери Хардин отправляется в Португалию, где находится девушка, которую он когда-то обидел (также как и Тессу в настоящем). Пытаясь искупить вину, герой жаждет снова обрести счастье. Красивые виды Лиссабона и скалистые пляжи Алгарве возвращают героя к жизни, но отпуск заканчивается. И тут монтаж снова все портит: зрителя силой «вырывают» из райского места, где прошли страдания героя, Хардин возвращается домой. И буквально в последние двадцать минут фильма вместили все: внезапное скорое воссоединение влюбленных с постскриптумом про долго и счастливо. Хочется опять все списать на юношеский максимализм и быстрые необдуманные решения в порыве страстей, но нет. Кто-то снова решил сократить расходы, но при этом заработать гораздо больше.
Автор: Диана Агаларови
------------------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!