Найти тему

Назарий Скрыпник: «Необходима цифровая связь между товаром на полке и сертификатом соответствия в системе»

Журнал «Контроль качества продукции», сентябрь 2023
Рубрика: Срочно в номер
Автор: Назарий Скрыпник

Предлагаем вашему вниманию интервью руководителя Федеральной службы по аккредитации Н.В. Скрыпника главному редактору нашего журнала Л.А. Бондарь.

ККП: Назарий Викторович, с момента нашей прошлой встречи прошло более полугода, ситуация в стране остается сложной и неоднозначной. Как Росаккредитация участвует в реализации политики правительства по противодействию западным санкциям и какую оказывает поддержку отраслям российской экономики на фоне меняющейся мировой системы? Планируется ли продлить действие временных мер поддержки аккредитованных лиц, будет ли сохранена ускоренная процедура расширения области аккредитации испытательных лабораторий?

Н.В. Скрыпник: В прошлый раз мы обсуждали приложение № 17 к Постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 г. № 3531 (­далее — ПП № 353) «Особенности осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации». Все упрощения для аккредитованных лиц прекратятся в сентябре. Это были необходимые, но временные меры, связанные с перестройкой логистических цепочек. Для ускоренного расширения областей аккредитации (далее — РОА) мы выделили группу экспертов, которые проводили только документарную оценку соответствия заявителя. Отказов по таким услугам было на 10–15 % больше, чем при обычном порядке РОА. В случае прохождения ускоренной процедуры аккредитованное лицо должно предоставить экспертам абсолютно достоверные и безупречные документы и сведения. Если в процессе документарной экспертизы выявляются несоответствия, оказание услуги прекращается. Во всем важен баланс — можно получить расширение области аккредитации быстро, но, чтобы доказать свое соответствие критериям аккредитации только документами, вы должны отвечать требованиям на 100 %.

При этом процедуру обычного расширения области аккредитации никто не отменял. Учитывая наши сроки, за 30–35 дней вы получаете РОА в обычном порядке с выездной оценкой, проверкой оборудования и компетенций работников лаборатории. В ближайшее время процедура РОА в обычном порядке будет занимать не более 30 дней.

Что касается установленного ПП № 353 упрощенного порядка декларирования соответствия, то он сохраняется. Однако с некоторыми уточнениями. После 1 сентября лица, которые приняли декларацию соответствия на партию продукции по упрощенной схеме, должны будут пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия требованиям, установленным техническими регламентами или п. 3 ст. 46 № 184–ФЗ2.

Напомню, еще в марте 2022 г. стало понятно, что проводить работы по обязательной оценке соответствия продукции становится сложно: на производство не выехать, особенно в недружественные страны, образцы не завезти, испытать что-либо трудно. В связи с этим было принято решение разработать дополнительный модуль во ФГИС Росаккредитации, в котором сроком на шесть месяцев по схеме на основании собственных доказательств можно оформить декларацию о соответствии на партию любой продукции. Однако некоторые товарные группы, на которые распространяются обязательные требования, приказами Минпромторга постепенно исключаются из перечня продукции, подпадающей под упрощенное декларирование. Появление все новых исключений говорит не о том, что они на­ходятся в зоне высокого риска, а о том, что появляются новые возможности эти товары испытать. А следовательно, и вернуться к прежнему порядку оценки соответствия, потому что только при этом условии есть возможность полноценного контроля.

Мы разработали эту упрощенную систему декларирования, мы ее контролируем и поддерживаем. Более 100 тыс. деклараций о соответствии на основе собственных доказательств зарегистри­ровано после выхода ПП № 353. Но необходимо отметить, что многие импортеры не стали использовать упрощенную процедуру. Они оценивают свои риски и понимают, что необходимы полноценные испытания продукции, поэтому продолжили подтверждать соответствие в рамках стандартной сертификации или декларирования соответствия с привлечением третьей независимой стороны.

Механизм упрощенной процедуры подтверждения соответствия — работающий. Именно он помог не оставить российского производителя без необходимого сырья и комплектующих, а полки магазинов без товаров.

ККП: Применяется ли формально-логический контроль при регистрации «упрощенных» деклараций о соответствии?

Н.В. Скрыпник: От регистрации декларации во ФГИС Росаккредитации до момента пересечения товаром границы проходит порядка шести дней. Чтобы небезопасная продукция не попадала на рынок, мы поставили себе задачу в течение трех дней с момента регистрации декларации контролировать правильность и достоверность содержащихся в ней сведений и документов, на основании которых она принята. Более 400 документов было приостановлено за время действия упрощенного порядка подтверждения соответствия. Волна таких документов под­нялась в начале его введения, но потом она пошла на спад, поскольку участники рынка поняли, что и при таком порядке оценки соответствия существует контроль. Самое главное — его оперативность.

ККП: Как в современных условиях можно защитить рынок от небезопасной и контрафактной продукции? Какие действия предпринимает для этого Росаккредитация?

Н.В. Скрыпник: Мы — часть длинной цепочки специалистов, занятых выявлением контрафакта и фальсификата. Есть контро­лирующие органы, которые про­веряют продукцию на границе и на полках магазинов, есть мы, кто осуществляет контроль деятельности аккредитованных лиц. Мы продолжаем двигаться комплексно, стараемся удостовериться в наличии всех элементов, определенных схемой сертификации, смотрим, был ли сделан анализ состояния производства, проверяем полноту проведенных испытаний. Также отслеживаем хронологию регистрации документов, создаваемых органами по сертификации в процессе оценки соответствия.

Механизмов контроля много. Когда мы видим, что товар испытывался ненадлежащим образом, мы обращаемся в соответствующее ведомство с просьбой проверить его при реализации.

ККП: Росаккредитация совместно с Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) ведет работу над проектом контроля качества и безопасности продукции, находящейся в обороте. Как будет происходить или уже происходит интегр)ация между системами, чего ожидать бизнесу и конечному потребителю от этого проекта?

Н.В. Скрыпник: Во время Петербургского международного экономического форума Росаккредитация и оператор государственной системы маркировки «Честный знак» — ЦРПТ заключили соглашение об автоматической проверке документов, подтверждающих соответствие продукции, на маркированные товары. Уже сегодня проект запущен в работу в пилотном режиме, он позволит блокировать продажу товаров с недействительными сертификатами и декларациями. Это даст возможность контролировать как находящуюся на реализации продукцию, так и деятельность аккредитованных лиц, которые проводят работы по оценке соответствия такой продукции.

-2

Сегодня в реестрах ФГИС Рос­аккредитации находится около 12 млн сертификатов и деклараций, в т. ч. 4 млн действующих. Из них более 230 тыс. — действующие документы на товары категорий, подлежащих обязательной маркировке в системе «Честный знак». Из реестров Росаккредитации будет передаваться информация о сертификатах и декларациях, подтверждающих безопасность товаров, внесенных в государственную систему маркировки. Мы стремимся к тому, чтобы россияне, делая покупки, могли не задумываться о безопасности продукции благодаря уверенности в том, что на полках магазинов лежат только проверенные товары.

ККП: На практике идентифицировать единицу продукции, безопасность ­которой подтверждена сертификатом или декларацией, проблематично, а значит, есть риск, что в рознице окажется продукция без документов о соответствии или с утратившими силу, по каким-то причинам приостановленными документами. Неясно, торговлю какими конкретно товарами прекращать и что изымать из оборота. Удастся ли привязать конкретную единицу товара к документу о подтверждении соответствия?

Н.В. Скрыпник: Отсутствие однозначной идентификации товара и его соотнесение с конкретным документом о безопасности — основная сложность, с которой мы столкнулись. Это связано с наличием разных систем учета и наименования товаров: каталоги маркетплейсов, система «Честный знак», классификаторы ОКПД 2, ТН ВЭД, КТРУ, ­ЕКТРУ, наименования технических регламентов.

Мы уже начали работу по интеграции реестров нашей Службы с системой «Честный знак». И для решения проблемы идентификации разработан сервис привязки товара в системе «Честный знак» к документу о безопасности из реестров Росаккредитации ­через использование кода GTIN3 на обеих платформах. Специалистами Росаккредитации уже проработан проект, при помощи которого в декларациях и сертификатах будут указываться перечни уникальных GTIN-идентификаторов товара. За счет этого мы сможем видеть, к какому конкретному товару привязан сертификат или декларация. Система не позволит поставщику выпускать в обращение продукцию, которая не указана в документе о соответствии. Росаккредитация разработала также механизм синхронизации изменения статуса документа о безопасности, благодаря которому появится возможность проследить за тем, чтобы на полки магазинов не попали товары со статусами документов «прекращен» и «недействителен».

Для примера. Товары в классификаторе ТН ВЭД определяются без достаточной конкретизации, например коды для детских игрушек — это небольшое количество цифр. Чем их больше в коде классификатора при идентификации, тем больше уверенности, что вы держите ту конкретную единицу продукции, качество и безопасность которой подтверждены документом. Если говорить о надлежащем контроле товара с полки в магазине, должна быть цифровая связь между игрушкой у вас в руках и сертификатом соответствия в системе. Сегодня цифровой код маркировки системы «Честный знак» (ЧЗ) содержит уникальные характеристики, идентифицирующие продукцию, такие как информация о производителе и стране происхождения, составе, сроке годности/службы, патентах и другую, а теперь будет включать и номер документа, подтверждающего соответствие. Ценность такой интегрированной системы в том, что движение каждой единицы сертифицированного товара с цифровым кодом прослеживается до конечного потребителя.

Мы с ЦРПТ попытались проверить, возможно ли взаимодействие ФГИС Росаккредитации и системы «Честный знак». Было принято решение: до выдачи сертификата соответствия или принятия декларации такие коды не должны попадать в оборот. Интеграция наших цифровых систем позволит вывести из «серой зоны» каждую единицу продукции, а цифровой код «Честный знак» их все пересчитает. Например, если сертификат соответствия выдан на партию продукции, состоящую из 5 тыс. единиц, то ввести в оборот большее количество цифровых кодов ЧЗ не получится.

И еще один интересный момент. Если документ о подтверждении соответствия продукции будет признан недействительным, то система «Честный знак» не будет давать возможность реализовать эту продукцию через кассу конечному потребителю.

Надеюсь, что публикация этого интервью положит начало обсуждению совместного использования ФГИС Росаккредитации и системы «Честный знак» самым широким кругом заинтересованных лиц, получивших информацию об этом из первых рук.

ККП: Какие категории товаров выбраны для пилотного проекта?

Н.В. Скрыпник: В системе «Честный знак» уже маркируется ряд товаров, среди них — детская ­обувь, которая первой войдет в наш совместный с ЦРПТ проект. Последовательно будут запускаться другие категории товаров. В случае, если орган по сертификации получит от участников рынка или от регуляторов сигналы о нахождении на рынке несоответствующей сертифицированной продукции, он будет иметь право осуществлять закупку такой продукции и ее проверку в рамках внеплановых инспекционных контролей.

ККП: Какие сроки установлены для пилотного проекта?

Н.В. Скрыпник: В целом ре­ализовать пилотный проект мы намерены в середине 2024 г. Но для каждой категории товара разрабатывается дорожная карта со своими сроками. Есть вещи, которые довольно просто сделать, например оператору «Чест­ного знака» технически проконтролировать привязку сертификата к каждой товарной единице, а есть сложные — синхронизировать правила на уровне ЕАЭС.

К нам уже обращаются с вопросом, как сделать ссылку на сертификаты, полученные в Казахстане и Белоруссии, ведь сегодня у маркетплейсов есть возможность ­ссылаться только на документы о ­соответствии, размещенные в реестрах Росаккредитации. Мы предлагаем коллегам из стран ЕАЭС создать отдельный сервис на базе ФГИС Росаккредитации, куда возможно будет передавать сведения о документах, оформленных органами по оценке соответствия этих государств. Сейчас мы находимся в процессе обмена мнениями, нам нужно двигаться вперед.

ККП: Какие стратегические задачи стоят перед Росаккредитацией?

Н.В. Скрыпник: В прошлом году мы много работали с сервисами услуг, оказываемых Службой, например сократили сроки аккредитации. Большую работу проводили и продолжаем проводить с сервисами ФГИС — это и конфигуратор областей аккредитации, и контроль реестров выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии. В целом была проведена большая работа для удобства пользования сервисами Росаккредитации. Клиентоцентричность наших сервисов и госуслуг для нас крайне важна.

В этом году мы начали уделять большое внимание контролю в онлайн-режиме. Чтобы у сертификата были все признаки того, что он выдан добросовестно— сроки проведения работ, нагрузка на орган по сертификации, наличие в системе ФГИС всех до­кументов, послуживших основа­нием для выдачи сертификата и подтверждающих ввоз образцов для проведения испытаний. Мы постоянно анализируем, как можно улучшить работу ФГИС Рос­аккредитации. Например, сейчас работаем над сервисом ­блокировки передачи сведений о ­сертификате соответствия, если не проведены какие-то процедуры сертификации, недостаточно ­информации, подтверждающей соответствие сертифицированной продукции, или, например, нет данных о ввозе образцов для испытаний (таможенной декларации).

Мы провели большую работу с Росстандартом. Контроль поверки средств измерений лаборатории был очень трудоемким. Сейчас в системе ФГИС это будет прослеживаться автоматически. Интеграция с системой Росстандарта уже есть, мы работаем над сроками и качеством передаваемой информации.

В целом стараемся прорабатывать механизм за механизмом для бесперебойного и корректного функционирования как ФГИС Росаккредитации, так и интегрированных систем, созданных совместно с Росстандартом, ЦРПТ и маркетплейсами.

***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте
https://ria-stk.ru

Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK:
https://vk.com/ria_stk
YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A

#СТандартыиКачество