Как известно, искусства отражают общие тенденции становления и развития общества в государстве, не была исключением из этого правила и литература.
Матильда Серао - это имя современному русскому читателю мало известно, а было время когда Матильда Серао была самой модной писательницей не только в Италии, но и в России. Согласно многочисленным воспоминаниям современников, в восьмидесятые и девяностые годы девятнадцатого столетия её романы печатались в виде приложении в русских журналах одновременно с появлением их в Италии.
Как считают компетентные "учёные мужи" - российские и зарубежные историки и литературоведы, Матильда Серао характерна для эпохи так называемого "буржуазного покоя". Ей было четырнадцать лет, когда завершилась героическая борьба буржуазной демократической Италии за национальную и политическую свободу и едва ли она могла понять и почувствовать историческое значение того момента.
И после достижения победы и становления новой жизни буржуазная Италия предъявила спрос на "другое искусство", в том числе и на литературу иного жанра, стараясь быстро уйти от уже не нужной и опасной революционной эстетики. Тем более, уже итальянский обыватель сидя в своей удобной квартире и гордясь своему вкладу в общую национальную победой, требовал повествований о личностных тонких и чувствительных переживании, и не прочь был послушать и о том плохо живется беднякам и как хорошо было бы им помочь. И Матильда Серао мастерски отвечала на все эти подробности.
Она несомненно была большой художницей с чутким отношением к человеку, с глубоким познанием человеческой души, с романтической фантазией и большой наблюдательностью свойственной реалисту. Её изящные повествования и тонкие психологические наблюдения преимущественно над женской душой, разбавленные небрежными парадоксами, занимали среднее место между так называемым "легким чтением" и серьезными художественными достижениями. Но не исключено что современному обывателю она покажется старомодной.
Расцвет творчества Матильды Серао совпал с наиболее спокоиными и счастливыми годами в истории итальянского государства, что не в малой степени объясняет появление ее произведении в России. И когда в конце девятнадцатого века стали появляться её романы : "В женской школе", "Сестра Джованна", " Прощай, любовь!", " Ценой жизни", " Чары золота", " Земля обетованная", то они пришлись по вкусу самым разнообразным слоям российского общества, оторванного от участия в решении своей судьбы и загнанного в индивидуальные переживания.
Матильда Серао прожила семьдесят два года и в настоящее время ее творчество остается только памятником уже далекой хронологически и психологически эпохи.