Археологи редко находят текстиль, а то, что находят, обычно имеет довольно неприглядный вид: как правило, это невзрачные, грязно-коричневые фрагменты чего-то не очень понятного. Но при умелом подходе любая текстильная находка может стать важным и емким источником информации – надо лишь уметь ее раскрыть.
В 2004 году на территории Зачатьевского женского монастыря было раскрыто полуразрушенное погребение женщины 30-35 лет. На лобной части черепа сохранились фрагмент текстиля с вышивкой, а на темени – ажурные полосы ткани, расположенные вертикально. Было очевидно, что это – остатки головного убора, состоявшего из очелья и ажурного верха. Известно, что таким женским головным убором замужней женщины в средние века был волосник – шапочка, которая надевалась на прическу и стягивалась сзади шнурком, плотно облегая волосы. Описание волосников встречается в письменных источниках, но все волосники, дошедшие до нашего времени, были найдены археологами, в основном в захоронениях.
О чем рассказал волосник из Зачатьевского монастыря?
Анализ фрагмента ткани показал, что очелье было сшито из полосы красной шелковой ткани полотняного переплетения. Судя по данным тонкослойной хроматографии, нити были окрашены корнями марены красильной Rubia tinctórum – растения, которое еще с античности культивировалось в Средиземноморье и на Кавказе для получения красной краски. Очелье было украшено золотной вышивкой в технике «в прикреп». Сохранившиеся фрагменты позволили реконструировать центральный стилизованный элемент – древо, к которому в нижней части по бокам подползают фантастические животные: не то змеи, не то рыбы. Слева от древа со змеями на небольшом расстоянии находилось другое древо, а еще левее на таком же небольшом расстоянии была видна задняя часть фантастического животного.
Восстановить недостающий фрагмент рисунка между этими деревьями помогли современные научные методы исследований. Вышивка не сохранилась на этом участке – вероятно, из-за того, что была выполнена нитями другой природы, которые истлели. Но на ткани остались следы от проколов иглой, и рисунок вышивки был графически восстановлен по сохранившимся на ткани проколам при помощи макрофотосъемки, светового стола и компьютерной программы. Оказалось, что между этими двумя деревьями находилось изображение единорога, побивающего копытами змея. Также по проколам были реконструированы некоторые мелкие недостающие части орнамента – хвосты фантастических животных и некоторые лепестки цветков.
Ажурный верх волосника был выполнен в технике плетения на раме «спрэнг», при котором на специальную рамку натягивались вертикальные параллельные нити, которые образовывали в двух плоскостях четные и нечетные ряды. При плетении нити попарно переплетали между собой. Плетение получалось от верха и низа рамы к середине, и в зависимости от переплетений-перекрутов на поверхности изделия возникали узоры. Этот вид плетения был известен в разных странах мира, в том числе и на Руси, и широко использовался до тех пор, пока пришедшее из Европы кружевоплетение на коклюшках совсем не вытеснило его.
Мы не знаем имя женщины, которую похоронили в этом волоснике. Но мы понимаем, что она происходила из богатой семьи: волосник был сшит из дорогих импортных материалов, отличался хорошим качеством и высоким художественным исполнением. Косвенно это указывает на то, что он мог быть сшит в одной из золоткацких мастерских.