Найти в Дзене
Логист со стажем

Логистика e-commerce на пальцах. #1.2 Покупатель

Всем привет! В этой главе речь пойдет о специфике логистики интернет-магазина, в зависимости от выбора того - какому покупателю мы хотим продавать наш товар. Казалось бы - какая разница, но она есть и не такая уж незаметная, что бы обойти ее стороной. Итак, после того как вы определились с ассортиментом, который будете продавать в своем интернет-магазине, вам необходимо понять, а какая публика сможет у вас покупать товар. Что бы с этим разобраться, давайте поймем, какой покупатель вообще существует. Физическое лицо Если вашим покупателем будет физическое лицо, то вам понадобиться на сайте удобный эквайринг и прозрачная схема доставки, которые так же должна быть обрисованы на вашем сайте в специальном разделе (обычно это "Доставка и оплата"). Какие особенности у физического лица: Исходя из выше перечисленного и нужно выстраивать логистические процессы, которые будут учитывать, что: На сегодняшний день на Российском рынке есть несколько компаний, которые полностью отвечают таким требо
Оглавление

Всем привет!

В этой главе речь пойдет о специфике логистики интернет-магазина, в зависимости от выбора того - какому покупателю мы хотим продавать наш товар.

Казалось бы - какая разница, но она есть и не такая уж незаметная, что бы обойти ее стороной.

Итак, после того как вы определились с ассортиментом, который будете продавать в своем интернет-магазине,

вам необходимо понять, а какая публика сможет у вас покупать товар. Что бы с этим разобраться, давайте поймем, какой покупатель вообще существует.

Физическое лицо

-2

Если вашим покупателем будет физическое лицо, то вам понадобиться на сайте удобный эквайринг и прозрачная схема доставки, которые так же должна быть обрисованы на вашем сайте в специальном разделе (обычно это "Доставка и оплата").

Какие особенности у физического лица:

  • относительно не высокий средний чек заказа
  • хочет доставку как можно быстрее или как можно точнее (попадание в дату/слот)
  • рассчитывает на возможность доставки как через ПВЗ, так и курьером до двери
  • хочет дешевую доставку (идеально - бесплатную)
  • доверяет общеизвестным перевозчикам с федеральным именем
  • иногда хочет оплатить при получении, после проверки/примерки товара
  • не нужны закрывающие документы (кассового чека зачастую достаточно)
Исходя из выше перечисленного и нужно выстраивать логистические процессы, которые будут учитывать,

что:

  • для доставки заказов вы будете использовать федерального оператора, у которого уже есть "доброе имя" на логистическом рынке РФ
  • доставка будет, как минимум, частично субсидироваться (как вариант - фиксированная стоимость доставки) и, как максимум, будет за счет "заведения", то есть бесплатной.
  • оператор доставки умеет возить в пункт выдачи/постамат, а так же до двери получателя
  • оператор доставки умеет принимать платежи через сайт (СБП, приложение, классический эквайринг через введение данных карты)
  • оператор доставки умеет частично выдавать качественный товар в пункте выдаче и при передаче заказа курьером, а так же принимать на возврат некачественный товар по просьбе получателя
  • оператор доставки умеет принимать оплату (наличным и безналичным способом) за полученный товар из заказа клиентом интернет-магазина
  • оператор доставки умеет доставлять к определённому времени или в течение временного слота или по клику
На сегодняшний день на Российском рынке есть несколько компаний, которые полностью отвечают таким требованиям, если кому то вдруг показалось, что требования слишком строги к рынку.

Юридическое лицо

-3

Если вашим покупателем будут юридические лица, то потребуется более развернутое ведение бухгалтерии, так как компании обычно работают с закрывающими документами (счет фактура, ТОРГ-12, УПД, ТТН, акты сверки и т.д. и т.п.).

Какие особенности у юридического лица:

  • все расчеты по заказу осуществляются путем запроса и оплаты счета по банковским реквизитам - для соблюдения чистоты сделки и формирования учетных документов
  • при оформлении заказа заключается договор купли-продажи (это может быть и счет-договор)
  • объемы зачастую больше чем при заказе физическим лицом, так как в основном осваиваются оптовые партии при заказе, что подразумевает под собой - крупный средний чек
  • юридические лица располагаются преимущественно в промзонах с "труднопонимаемыми" адресами
  • есть возможность полностью или частично воспользоваться собственной логистикой
  • не всегда есть возможность указать конкретное ФИО сотрудника, который будет принимать заказ
  • сроки доставки не критичны, но должны быть в разумных пределах
Исходя из выше перечисленного и нужно выстраивать логистические процессы, которые будут учитывать,

что:

  • при выборе оператора доставки необходимо учесть отсутствие весогабаритных ограничений у перевозчика, что бы была возможность отгружать и паллетами в том числе (как курьером, так и в ПВЗ/терминал)
  • работа с покупателем-компанией должна выстраиваться согласно договора, который будет предполагать нахождение последнего по конкретному адресу с четко обозначенной схемой проезда до точки выгрузки
  • должны быть четко обозначены контактные данные сотрудника, который примет заказ, либо контакты сотрудников, если работа в компании идет по сменному графику
  • возможен возврат частично или в полном объеме, при этом нужно четко понимать, кто оплатит логистику и в каких случаях (кондиция, брак). Это так же будет не лишним упомянуть в договоре

Тут будет не лишним отметить, что доставка больших объемных заказов через общепринятых операторов доставки, которые специализируются на доставке интернет-заказов, не совсем рентабельна. Даже если клиент и оплатит полностью стоимость доставки, то делать это постоянно он вряд ли сможет, потому что стоимость такой доставки будет достигать около 30% от стоимости всего заказа, а на больших объемах эта сумма ощутима.

Поэтому в качестве перевозчиков, не лишним будет иметь в арсенале, как классическую "курьерку" с возможностью самовывоза, так и оператора по доставке сборных грузов, который как раз таки сможет снизить стоимость доставки на больших объемах, и не пугать заказчика астрономическими суммами логистики.

Резюме

Надеюсь, что смог понятным языком объяснить, какие основные отличия в построении логистики, в зависимости от специфики ваших клиентов. Нередко, магазины работают и с теми и с другими типами покупателей, поэтому схемы выходят комбинированные.

Такие схемы предполагают подключение к интернет-магазину нескольких операторов доставки, которые обеспечивают работу как с юридическими, так и с физическими клиентами. По сути, можно найти оператора 3PL, который будет закрывать все направления, но повторюсь найти перевозчика, который равно хорошо возит и мелочь и "слонов" до двери - в данное время практически невозможно.

Предыдущие главы:

Описание проекта

Ассортимент