Всем привет!
В этой главе речь пойдет о специфике логистики интернет-магазина, в зависимости от выбора того - какому покупателю мы хотим продавать наш товар.
Казалось бы - какая разница, но она есть и не такая уж незаметная, что бы обойти ее стороной.
Итак, после того как вы определились с ассортиментом, который будете продавать в своем интернет-магазине,
вам необходимо понять, а какая публика сможет у вас покупать товар. Что бы с этим разобраться, давайте поймем, какой покупатель вообще существует.
Физическое лицо
Если вашим покупателем будет физическое лицо, то вам понадобиться на сайте удобный эквайринг и прозрачная схема доставки, которые так же должна быть обрисованы на вашем сайте в специальном разделе (обычно это "Доставка и оплата").
Какие особенности у физического лица:
- относительно не высокий средний чек заказа
- хочет доставку как можно быстрее или как можно точнее (попадание в дату/слот)
- рассчитывает на возможность доставки как через ПВЗ, так и курьером до двери
- хочет дешевую доставку (идеально - бесплатную)
- доверяет общеизвестным перевозчикам с федеральным именем
- иногда хочет оплатить при получении, после проверки/примерки товара
- не нужны закрывающие документы (кассового чека зачастую достаточно)
Исходя из выше перечисленного и нужно выстраивать логистические процессы, которые будут учитывать,
что:
- для доставки заказов вы будете использовать федерального оператора, у которого уже есть "доброе имя" на логистическом рынке РФ
- доставка будет, как минимум, частично субсидироваться (как вариант - фиксированная стоимость доставки) и, как максимум, будет за счет "заведения", то есть бесплатной.
- оператор доставки умеет возить в пункт выдачи/постамат, а так же до двери получателя
- оператор доставки умеет принимать платежи через сайт (СБП, приложение, классический эквайринг через введение данных карты)
- оператор доставки умеет частично выдавать качественный товар в пункте выдаче и при передаче заказа курьером, а так же принимать на возврат некачественный товар по просьбе получателя
- оператор доставки умеет принимать оплату (наличным и безналичным способом) за полученный товар из заказа клиентом интернет-магазина
- оператор доставки умеет доставлять к определённому времени или в течение временного слота или по клику
На сегодняшний день на Российском рынке есть несколько компаний, которые полностью отвечают таким требованиям, если кому то вдруг показалось, что требования слишком строги к рынку.
Юридическое лицо
Если вашим покупателем будут юридические лица, то потребуется более развернутое ведение бухгалтерии, так как компании обычно работают с закрывающими документами (счет фактура, ТОРГ-12, УПД, ТТН, акты сверки и т.д. и т.п.).
Какие особенности у юридического лица:
- все расчеты по заказу осуществляются путем запроса и оплаты счета по банковским реквизитам - для соблюдения чистоты сделки и формирования учетных документов
- при оформлении заказа заключается договор купли-продажи (это может быть и счет-договор)
- объемы зачастую больше чем при заказе физическим лицом, так как в основном осваиваются оптовые партии при заказе, что подразумевает под собой - крупный средний чек
- юридические лица располагаются преимущественно в промзонах с "труднопонимаемыми" адресами
- есть возможность полностью или частично воспользоваться собственной логистикой
- не всегда есть возможность указать конкретное ФИО сотрудника, который будет принимать заказ
- сроки доставки не критичны, но должны быть в разумных пределах
Исходя из выше перечисленного и нужно выстраивать логистические процессы, которые будут учитывать,
что:
- при выборе оператора доставки необходимо учесть отсутствие весогабаритных ограничений у перевозчика, что бы была возможность отгружать и паллетами в том числе (как курьером, так и в ПВЗ/терминал)
- работа с покупателем-компанией должна выстраиваться согласно договора, который будет предполагать нахождение последнего по конкретному адресу с четко обозначенной схемой проезда до точки выгрузки
- должны быть четко обозначены контактные данные сотрудника, который примет заказ, либо контакты сотрудников, если работа в компании идет по сменному графику
- возможен возврат частично или в полном объеме, при этом нужно четко понимать, кто оплатит логистику и в каких случаях (кондиция, брак). Это так же будет не лишним упомянуть в договоре
Тут будет не лишним отметить, что доставка больших объемных заказов через общепринятых операторов доставки, которые специализируются на доставке интернет-заказов, не совсем рентабельна. Даже если клиент и оплатит полностью стоимость доставки, то делать это постоянно он вряд ли сможет, потому что стоимость такой доставки будет достигать около 30% от стоимости всего заказа, а на больших объемах эта сумма ощутима.
Поэтому в качестве перевозчиков, не лишним будет иметь в арсенале, как классическую "курьерку" с возможностью самовывоза, так и оператора по доставке сборных грузов, который как раз таки сможет снизить стоимость доставки на больших объемах, и не пугать заказчика астрономическими суммами логистики.
Резюме
Надеюсь, что смог понятным языком объяснить, какие основные отличия в построении логистики, в зависимости от специфики ваших клиентов. Нередко, магазины работают и с теми и с другими типами покупателей, поэтому схемы выходят комбинированные.
Такие схемы предполагают подключение к интернет-магазину нескольких операторов доставки, которые обеспечивают работу как с юридическими, так и с физическими клиентами. По сути, можно найти оператора 3PL, который будет закрывать все направления, но повторюсь найти перевозчика, который равно хорошо возит и мелочь и "слонов" до двери - в данное время практически невозможно.