Найти в Дзене
Живописные истории

Портрет коллекционера, которого уважал сам Дени Дидро

Выдающийся живописец второй половины XVIII века Жан-Батист Грез (1725-1805) имел успех не столько благодаря своим портретам, сколько из-за жанровых картинах нравоучительного содержания. Среди его лучших друзей был философ Дени Дидро (1713-1784), один из интеллектуальных отцов Просвещения, который, скорее всего, познакомил достигшего пика признания художника с его будущей моделью, известным коллекционером и меценатом. Пьер Поль Луи Рандон де Буассе (1708-1776) вложил свое состояние, заработанное в качестве генерального сборщика налогов в городе Лионе, в покупку книг, мебели, восточного фарфора и картин. Он разбогател благодаря своей профессии, но, руководствуясь строгой протестантской моралью, посчитал, что доходы, полученные от его работы, были не честными, а своего рода «воровством», поэтому решил направить их на поддержание науки и искусства. Коллекционирование было для него интеллектуальным стимулом, и он с радостью делился удовольствием от приобретенных им произведений с людьми с

Выдающийся живописец второй половины XVIII века Жан-Батист Грез (1725-1805) имел успех не столько благодаря своим портретам, сколько из-за жанровых картинах нравоучительного содержания.

Среди его лучших друзей был философ Дени Дидро (1713-1784), один из интеллектуальных отцов Просвещения, который, скорее всего, познакомил достигшего пика признания художника с его будущей моделью, известным коллекционером и меценатом.

Пьер Поль Луи Рандон де Буассе (1708-1776) вложил свое состояние, заработанное в качестве генерального сборщика налогов в городе Лионе, в покупку книг, мебели, восточного фарфора и картин.

"Портрет Пьера Поля Луи Рандона де Буассе", 1770/80 гг.
"Портрет Пьера Поля Луи Рандона де Буассе", 1770/80 гг.

Он разбогател благодаря своей профессии, но, руководствуясь строгой протестантской моралью, посчитал, что доходы, полученные от его работы, были не честными, а своего рода «воровством», поэтому решил направить их на поддержание науки и искусства.

Коллекционирование было для него интеллектуальным стимулом, и он с радостью делился удовольствием от приобретенных им произведений с людьми своего круга.

Для Дидро Рандон де Буассе был воплощением строгости и моральной сдержанности, более склонный к интеллектуальной деятельности, чем к мирской суете.

Если слова Дидро дают нам представление о характере Рандона де Буассе, то именно Жан-Батист Грёз увековечил его внешность.

Его откровенный взгляд, направленный в глаза живописца, раскрывает его характер.

Грез представляет уважаемого коллекционера в элегантном костюме, напоминающем мужские портреты одного из его любимых художников, Антониса ван Дейка (1599-1641), отдавая тем самым дань уважения великому фламандскому мастеру.

Антонис ван Дейк "Портрет художника Квинтиджа Саймона"
Антонис ван Дейк "Портрет художника Квинтиджа Саймона"

Контраст между чёрным шелком и белым кружевом, а также отражение света на его поверхности подчеркивают сдержанность и роскошь текстиля, намекая при этом на темперамент модели.

На аукционе коллекции Рандона де Буассе, состоявшемся в 1777 году, через год после его смерти, наряду с картинами Рембрандта, Питера Пауля Рубенса и Ван Дейка, а также скульптурами Джованни Лоренцо Бернини и Франсуа Дюкенуа, были представлены работы современных французских художников, таких как: Франсуа Буше, Юбер Робер, а также Грёз.

Однако этот портрет не был включен в число выставленных на аукцион произведений, поэтому мы можем только гадать, заказал ли этот портрет сам де Буассе или это был один из его племянников, унаследовавший его коллекцию и заказавший этот портрет в честь своего почившего дяди.

На картине указана дата завершения портрета, но, к сожалению, она настолько выцвела, что не позволяет подтвердить ни одну из гипотез.